Preview

Арктика и инновации

Расширенный поиск

Воспитание патриотизма — необходимый фактор для российской государственности

https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-1-6-13

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье раскрыт термин «патриотизм» и значимость его содержания; обращается внимание на изменения, происходящие в обществе, на реализуемые патриотические мероприятия в Воронежской и Мурманской областях с целью формирования патриотизма у молодежи.

Представленный материал доказывает необходимость постоянного проведения работы по воспитанию патриотизма в обществе как фактора формирования у граждан страны активной гражданской позиции, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству, уважения к законности и правопорядку, что является мобилизующими ресурсами развития современного общества России.

 

Для цитирования:


Аксенов А.А., Фофанова А.Ю. Воспитание патриотизма — необходимый фактор для российской государственности. Арктика и инновации. 2024;2(1):6-13. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-1-6-13

For citation:


Aksenov A.A., Fofanova A.Yu. Patriotic education as a necessary factor for Russian statehood. Arctic and Innovations. 2024;2(1):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-1-6-13

Всем известный термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис», определяющего «землю отцов; место рода; Родину» [1]. В.И. Даль в «Словаре живого великорусского языка» указал, что патриот — «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2].

Само значение патриотизма раскрывает его значимость и необходимость воспитания данного качества в каждом гражданине Российской Федерации.

Сегодняшнее состояние общества в России является ярким доказательством роли воспитания патриотизма среди населения, и прежде всего молодого поколения страны.

Происходящие в обществе изменения порой отрицательно влияют на мнения и поступки граждан, приводя к расслоению общества, миграции, накаливанию национальных отношений. Подобной ситуации противостоит уровень патриотизма, которым обладает общество.

В настоящее время это проявляется в неравнодушии к личному долгу по защите Отечества, различным интересам государства, осознании необходимости усиления Вооруженных Сил РФ и постоянного роста их боеготовности, что следует из отношения к частичной мобилизации граждан и добровольных обращений на призывные пункты.

Так, уже 22.09.2022 г. Минобороны сообщило, что, не дожидаясь повесток в рамках частичной военной мобилизации, в военкоматы самостоятельно явились 10 тысяч россиян [3].

По нашему мнению, развитие современного российского общества позволяет сформулировать понятие «патриотизм» как патриотическое воспитание под управлением государства и общественных организаций детей, молодежи и иного населения независимо от возраста с целью повышения патриотического сознания, долга и готовности реализовывать меры по защите России и ее многонационального населения.

Для регионов России характерны самые разнообразные мероприятия по патриотическому воспитанию, включающие активную подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах РФ.

Например, проведение «Дня призывника» в муниципальных образованиях Мурманской и Воронежской областей включает разные мероприятия:

  • в г. Коле Мурманской области проходила демонстрация вооружения и спецсредств, показательные выступления подразделения военнослужащих войсковой части, звучали напутствия от председателя районного Совета ветеранов, жителей района, прошла интересная концертная программа [4];
  • в Мурманске в мероприятии участвовало более 500 учащихся 9–11-х классов школ и гимназий. Празднование «Дня призывника» в регионе является традиционным. Для гостей организовываются показательные выступления морских пехотинцев Северного флота, и все желающие, в большинстве из числа ребят, получают возможность познакомиться с солдатским бытом, боевым оружием и военной техникой [5];
  • «День призывника», проводимый ежегодно с участием школьников г. Мурманска и на базе ремонтно-восстановительного батальона Северного флота [6]. Подобные мероприятия знакомят старшеклассников с реальными условиями службы и быта военнослужащих срочной службы. Посещение войсковой части включало осмотр казарм личного состава, ознакомление с выставкой вооружения и военной техники, ремонтной мастерской батальона, где бронетехнике дается «вторая жизнь».

На встрече с ветеранами Вооруженных сил России и действующими военными будущие призывники много узнали о военной службе и приемах рукопашного боя, с которыми их познакомили бойцы отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты.

В мероприятии активное участие приняли бойцы ОМОН Росгвардии по Мурманской области, осуществившие показ современной бронетехники и спецобмундирования, познакомившие школьников с возможностью и порядком обучения в институтах Росгвардии России;

  • в Семелукском районном Дворце творчества Воронежской области ежегодно проводится «День призывника». Перед призывниками выступили: военный комиссар по Семилукскому району, заместитель председателя Совета ветеранов района, заместитель председателя районной общественной организации ветеранов боевых действий, руководитель казачьего клуба «Ватага» и многие другие заслуженные, уважаемые представители района. Все выступающие говорили о долге, о воинской чести, о стойкости духа российских солдат и выражали надежду, что сегодняшние призывники не посрамят звание солдата — защитника Родины.

Собравшиеся присутствовали на показательных выступлениях, мастер-классе участников военно-патриотического клуба «Ватаг» и концерте творческих коллектив Дворца [7];

  • на территории сборного пункта Воронежской области всегда празднично проходят мероприятия «Дня призывника». Он сопровождается брифингом военного комиссара региона и присутствием большого числа школьников города Воронежа, подростков из военно-патриотических клубов и общественных движений области, представителей муниципальных и районных делегаций Воронежа.

Показ современного и исторического оружия, техники общевойсковой армии Западного военного округа, оборудования подразделений Росгвардии и сотрудников МЧС, выступления по рукопашному бою и специальной подготовке представляли интерес для всех участвующих в мероприятии [8].

По нашему мнению, является заслуживающим внимания тот факт, что набирает силу новая форма военно-патриотического воспитания — юнармейский призыв. Так, по мнению с мест дислокации воинских частей и соединений, где служит молодежь из числа юнармейцев, они характеризуются, как отлично выполняющие свой долг, являясь положительным примером для остальных военнослужащих [9].

Интересна для молодежи акция «В армию на денек». Она организована командованием Северного флота и администрацией города Мурманска. Во время акции будущие призывники из числа старшеклассников мурманских школ и юнармейских отрядов знакомятся с условиями прохождения службы в рядах военнослужащих Северного флота на базе ремонтно-восстановительного батальона. Во время акции будущие призывники познакомились со стрелковым вооружением и средствами связи, военной техникой, армейским снегоходом «А-1», двухзвенным гусеничным снегоболотоходом высокой проходимости ГАЗ-3344 «Алеут», мастерской техобслуживания МТО-УБ1, ремонтно-эвакуационной — РЭМ-КЛ и бронированной ремонтно-эвакуационной — БРЭМ-1, машинами, стоящими на вооружении армейского корпуса Северного флота.

Не остались без внимания школьников не только условия службы, быта, образцы военной формы, экипировки современных военнослужащих, но и физическая подготовка пехотинцев бригады морской пехоты из поселка Спутник Мурманской области, показавших приемы рукопашного боя [10].

Юнармейцы Центра патриотического воспитания «Юная гвардия» ежегодно принимают участие в городской Вахте памяти и скорби. Данное мероприятие посвящено празднованию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.

Каждый октябрь проводятся Уроки мужества, тематические беседы, виртуальные экскурсии, возложение цветов к мемориальным доскам, посвященным героям-защитникам Советского Заполярья, а также организуются почетные караулы у памятников, приуроченные к этому знаменательному событию [11].

Заслуживающим внимания стало открытие памятно-мемориальной аллеи в честь героев-земляков в сентябре 2021 года. Она представлена девятью стендами вдоль тротуара к Дому Юнармии по улице Строителей в городе Апатиты Мурманской области. Создание памятной аллеи осуществлялось как социально значимый проект Всероссийского военно-патриотического общественного движения и АНО «Дрозд-Хибины».

Аллея начинается с памятного знака, расположенного между двумя пограничными столбами с гербами СССР и России как символами охраняемой государственной границы, ведь Мурманская область соседствует с двумя государствами — Финляндией и Норвегией.

Аллея памяти и славы изначально проектировалась в честь ветеранов Великой Отечественной войны. Однако по инициативе юнармейцев и их родителей было решено увеличить содержание экспозиции материалами о героях, отдавших свою жизнь за Отечество в локальных войнах и конфликтах.

Значимым в патриотическом воспитании молодежи явился тот факт, что основное количество портретов на стендах — это земляки, и население Мурманской области помнит и гордится ими. К примеру, Героем Российской Федерации ефрейтором Игорем Чиликановым. Создание этой аллеи выражает взаимосвязь поколений, объединившей реальные примеры отваги и доблести в служении своей Родине, что актуально для формирования личных качеств у молодежи.

Когда жители города, независимо от возраста, увидели на фотографиях лица своих родственников, то они испытали незабываемое чувство гордости за своих прародителей и весь советский народ, выстоявший и победивший фашизм в Великой Отечественной войне.

В планах — расширение Аллеи памяти и славы. В экспозицию войдут материалы о юных защитниках Отечества, именно здесь планируется проведение Уроков мужества и торжественных приемов в ряды юнармейцев.

Отметим, что в 2021 году в Доме Юнармии города Полярный Мурманской области при помощи военнослужащих состоялось открытие впечатляющей экспозиции — «Кто и как нас защищает». На выставке представлялись образцы военного обмундирования и вооружения.

Над юнармейцами городов Полярный, Гаджиево и Снежногорск шествуют военнослужащие подводных сил Северного флота [12].

Заслуживает внимания проведенная 1 июня 2022 года патриотическая межрегиональная конференция «Петровская Ассамблея» в Воронежском государственном университете [13].

«Петровская Ассамблея» — федеральный проект фонда «Достойная память». Он объединил несколько регионов России с целью сохранения историко-культурного наследия императора Петра I, развития туризма и территорий в контексте патриотического воспитания и духовно-нравственного просвещения населения. В рамках конференции также прошла выставка «Великое Петровское посольство в лицах и куклах», сюжетные экскурсии по экспозиции и персональная выставка графических работ «Великое посольство Петра Первого» и прочее. Ведь Воронеж — колыбель военно-морского флота, одного из самых сильных в мире, и важно передавать молодому поколению понимание и знание историко-культурного наследия России, гордость и необходимость сохранения исторических достижений Отечества. Данное мероприятие было интересно и привлекло к участию не только студентов, но и значительное число школьников региона.

Также в вузах Воронежа проходят интересные для студентов встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которые рассказывают о своих подвигах. 22 апреля студенты Воронежского лесотехнического университета им. Г.Ф. Морозова встретились с ветераном Великой Отечественной войны Николаем Николаевичем Борисовым, участником Парада Победы 2022 г. Бывший танкист, командир экипажа танка Т-34 рассказал молодежи о том, как началась война, о тяжелых воинских буднях, о том, как били фашистов и как была завоевана Победа.

Считаем, что сильным воспитательным моментом является то, что с 1 сентября 2022 года каждая учебная неделя в каждой школе начинается исполнением гимна и поднятием государственного флага. Президент страны В.В. Путин отметил: «Да, это очень правильно и востребовано. Но только нужно, чтобы это было сделано достойно», а «там, где это невозможно организовать таким образом, лучше пока перенести» [14] реализацию этой традиции. Кроме того, он подчеркнул, что процедура должна соответствовать значимости государственных символов.

Безусловно, честь поднятия флага будет доверяться лучшим из лучших учащихся, отличившимся в учебе, спорте, внеклассной работе, что станет дополнительной мотивацией для школьников в достижении высоких целей, повышая их личное сознание и уважение к символам государства.

Важно, что с 1 сентября 2022 года в школах Воронежской области реализуется новый патриотический проект. Программу для детей подготовили активисты региона. Проект «Я наследник героев и я против нацизма» призван осветить для подрастающего поколения все аспекты темы нацизма: истории и причины его возникновения, чем последствия его страшны для человечества. Данная тема особенно остро звучит с начала специальной военной операции на Украине. Подобный проект является и демонстрацией героизма россиян, показывая, на что может ориентироваться подрастающее поколение и какими поступками следует гордиться.

Кроме того, в школах планируется уделять больше времени патриотическому воспитанию учащихся, обеспечивая изучение истории и понимание причин и последствий важных вех истории страны.

Планируется проведение серий внеклассных занятий «Разговоры о важном», и для этого выделено 34 учебных часа на год. Школьники под руководством классных руководителей познакомятся с общественно-политической жизнью страны и своего региона. Они смогут не только слушать, но и получать ответы на свои вопросы, обсуждать и высказывать собственные точки зрения [15].

В школах и университетах Воронежской области проводятся и иные мероприятия с целью организации патриотического воспитания.

Отметим, что элемент патриотического воспитания для всего населения России (в сложных современных условиях специальной военной операции на Украине) имеют и принятые в сентябре 2022 года дополнения в действующее законодательство, а именно: поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ, предусматривающие новые составы преступлений периода мобилизации и военных конфликтов. Так, поправки предусматривают появление в УК новых статей и норм, которые ужесточили существующие составы «в период мобилизации, военного положения, военных действий и вооруженного конфликта».

Ужесточение наказания касается практически всех статей главы о воинских преступлениях, а некоторые нормы переформулированы. Статья 332 («неисполнение приказа») теперь наказывает военнослужащих не просто за неисполнение приказа, а за отказ от участия в военных действиях сроком. Максимальное наказание: от 3 до 10 лет. Часть норм направлена на ужесточение дисциплины, в том числе на пресечение дезертирства.

К новым статьям относятся статья 356.1 («Мародерство») и статья 352.1 («Добровольная сдача в плен»). Мародерством будет считаться совершенное с корыстной целью «изъятие чужого имущества» (максимальное наказание — от 8 до 15 лет лишения свободы). Добровольная сдача в плен при отсутствии признаков госизмены (т.е. перехода на сторону противника) будет наказываться сроком от 3 до 10 лет [16].

Итак, развитие современной законодательной базы РФ, приведенные примеры из практики реализации патриотического воспитания в Воронежской и Мурманской областях доказывают необходимость его постоянного проведения как фактора формирования активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству, уважения к законности и правопорядку, чувства ответственности за выполнение конституционного долга и обязанностей по защите Отечества. Считаем, что это мобилизующий ресурс развития современного общества России.

Президент РФ В.В. Путин высоко оценил патриотизм, назвав его одной из ключевых основ российской государственности, а также важной ценностью российского общества, проявляющейся в решающие для страны моменты [17].

Благодарности

Исследование выполнено в рамках инициативной НИОКР № 122061400033-4.

Acknowledgments

The reported study was conducted under the independent research and development project No 122061400033-4.

Список литературы

1. Шевелева Н.В. Роль патриотического воспитания в системе современного образования. Интерактивное образование [интернет]. 2018;(77). Режим доступа: http://www.io.nios.ru/articles2/96/2/rol-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya (дата доступа: 17.09.2022).

2. Шарахова В.С. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания. Студенческий научный форум — 2013 [интернет]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007592 (дата доступа: 11.09.2022).

3. Генштаб заявил о 10 тыс. самостоятельно прибывших в военкомат граждан. РБК [интернет]. 22.09.2022. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/22/09/2022/632c882d9a794727c03df66a (дата доступа: 07.09.2022).

4. На «Дне призывника» в Коле продемонстрируют современное вооружение. Север Пост.ру [интернет]. 13.04.2016. Режим доступа: https://severpost.ru/read/40649/ (дата доступа: 11.09.2022).

5. В Мурманске отметили День призывника. Телекомпания ТВ-21 [интернет]. 26.10.2019. Режим доступа: https://www.tv21.ru/news/2019/10/26/v-murmanske-otmetili-den-prizyvnika (дата доступа: 10.09.2022).

6. В Мурманске прошёл «День призывника». B-port [интернет]. 26.10.2018. Режим доступа: https://b-port.com/news/220691 (дата доступа: 07.09.2022).

7. Во Дворце творчества состоялась традиционная весенняя акция «День призывника». Семилукский муниципальный район Воронежской области [интернет]. 14.04.2021. Режим доступа: https://www.semiluki-rayon.ru/ru/about/news/rayon/vo-dvortse-tvorchestva-sostoyalas-traditsionnaya-vesennyaya-aktsiya-den-prizyvnika/ (дата доступа: 12.09.2022).

8. На территории сборного пункта Воронежской области прошли праздничные мероприятия в честь Дня призывника. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) [интернет]. 16.04.2021. Режим доступа: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12354948@egNews (дата доступа: 19.09.2022).

9. В ЗАТО Александровск продолжается весенний призыв. ЗАТО Александровск [интернет]. 08.06.2021. Режим доступа: https://zato-a.ru/about/info/news/5288/ (дата доступа: 13.09.2022).

10. Мурманские школьники погрузились «В армию на денёк» [интернет]. Мурманский вестник [интернет]. 28.02.2020. Режим доступа: https://www.mvestnik.ru/newslent/murmanskie-shkolniki-pogruzilis-v-armiyu-na-denk/ (дата доступа: 14.09.2022).

11. 5 мая юнармейцы и кадеты Мурманской области заступили в почётный караул у памятника «Алёши». Мурманск Беz формата [интернет]. 06.05.2022. Режим доступа: https://murmansk.bezformata.com/listnews/kadeti-murmanskoy-oblasti-zastupili/105274231/ (дата доступа: 18.09.2022).

12. Юнармейцы Мурманской области открыли Аллею памяти и славы, посвященную героям-землякам. Юнармия. События [интернет]. 22.09.2022. Режим доступа: https://yunarmy.ru/press-center/news/yunarmeytsy-murmanskoy-oblasti-otkryli-alleyu-pamyati-i-slavy/ (дата доступа: 11.09.2022).

13. В ВГУ прошла патриотическая межрегиональная конференция «Петровская Ассамблея». ВГУ. Воронежский государственный университет [интернет]. 01.06.2022. Режим доступа: https://www.vsu.ru/ru/news/feed/2022/06/15019 (дата доступа: 05.09.2022).

14. Путин оценил идею поднимать флаг и исполнять гимн в школах. НТВ [интернет]. 20.04.2022. Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2702618 (дата доступа: 10.09.2022).

15. В школах Воронежской области стартует новый патриотический проект. Мое! Online [интернет]. 26.08.2022. Режим доступа: https://moe-online.ru/news/byd-v-kurse/1134149 (дата доступа: 12.09.2022).

16. Путин подписал закон о 10 годах колонии за добровольную сдачу в плен. РБК [интернет]. 24.09.2022. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/24/09/2022/632eff3a9a794748824ec621 (дата доступа: 20.09.2022).

17. Путин назвал ключевую основу государственности России. Lenta.ru [интернет]. 27.04.2022. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/ (дата доступа: 04.09.2022).


Об авторах

А. А. Аксенов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова»
Россия

Воронеж



А. Ю. Фофанова
ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет»
Россия

Мурманск



Рецензия

Для цитирования:


Аксенов А.А., Фофанова А.Ю. Воспитание патриотизма — необходимый фактор для российской государственности. Арктика и инновации. 2024;2(1):6-13. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-1-6-13

For citation:


Aksenov A.A., Fofanova A.Yu. Patriotic education as a necessary factor for Russian statehood. Arctic and Innovations. 2024;2(1):6-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-1-6-13

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-1434 (Online)