Preview

Арктика и инновации

Расширенный поиск

Первый выпуск Гидрографического института Севморпути (1935–1939 гг.). Преподаватели и студенты

https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-3-18-37

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Настоящая статья открывает цикл публикаций, посвященных молодым людям, поступившим в 1935 г. в только что созданный Гидрографический институт Севморпути и  получившим дипломы инженеров-гидрографов в 1938–1940 гг. Первые выпускники Гидрографического института внесли огромный вклад в исследование Арктики, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, преподавали в вузах и вели научную работу. В  литературных источниках, за редким исключением, упоминаются «студенты-практиканты Гидрографического института». Основной задачей данной статьи является «возвращение имен», многие из которых сегодня можно найти на географической карте Северного Ледовитого океана. Первая статья рассказывает о  профессорско-преподавательском составе, студентах и первых годах учебы в институте.

Для цитирования:


Рябчук Д.В. Первый выпуск Гидрографического института Севморпути (1935–1939 гг.). Преподаватели и студенты. Арктика и инновации. 2025;3(3):18-37. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-3-18-37

For citation:


Ryabchuk D.V. First graduates of the Hydrographic Institute (1935–1939). Professors and students. Arctic and Innovations. 2025;3(3):18-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-3-18-37

Введение

Первые поиски информации о студентах, поступивших в 1935 г. в только что созданный Гидрографический институт Севморпути и получивших дипломы инженеров-гидрографов в 1938–1940 гг., были связаны с интересом автора статьи к биографии деда, Николая Дмитриевича Дмитриева. На его книжной полке всегда стояла наклеенная на плотный картон фотография с надписью: «Первый выпуск инженеров-гидрографов. 1938 год» (рис. 1).

Рис. 1. Выпускная фотография первого выпуска Гидрографического института (лето 1938 года). Из семейного архива автора

Fig. 1. Graduation photo of the first graduating class of the Hydrographic Institute (summer 1938). From the author’s family archive

Н.Д. Дмитриев (1915–1992 гг.) прожил долгую жизнь. После окончания Института до 1941 г. он работал гидрографом в Арктике. Начал войну артиллеристом, после тяжелой контузии под Кингисеппом попал в Гидрографический отдел Балтийского флота. После войны окончил Высшие офицерские курсы и до выхода в отставку в 1964 г. в звании капитана 1-го ранга преподавал гидрографию, теорию магнитных компасов, позже — автоматику в различных высших военно-морских училищах. В 1964–1988 гг. читал лекции по автоматике, информатике и программированию (ЭВМ) в гражданских вузах.

О своих преподавателях и однокурсниках по Гидрографическому институту Н.Д. Дмитриев отзывался с огромным уважением и теплотой, с профессорами и однокурсниками долгое время поддерживал дружеские отношения и переписку, однако, как и многие, чья молодость пришлась на сложные 1930–1940-е годы, в воспоминаниях был немногословен.

На первых же этапах поиска информации возникли многочисленные вопросы. В 1935 году был произведен набор на два первых курса — по 25 человек. А на выпускной фотографии 1938 года — одиннадцать человек. Почему? Довольно быстро удалось выяснить, что для части студентов летняя производственная практика 1937 года сильно затянулась. Они остались на вынужденную зимовку, участвовали в дрейфе ледокольных пароходов «Садко», «Г. Седов» и «Малыгин» и были эвакуированы на Большую землю только в апреле 1938 гг. Практически во всех публикациях, посвященных этой зимовке, упоминаются «22 студента Гидрографического института», но их фамилии (за исключением В.Х. Буйницкого) не называются. Позже удалось выяснить, что в Музее Арктики и Антарктики существует вторая фотография, датируемая январем 1939 г. и также озаглавленная «Первый выпуск инженеров-гидрографов». На ней еще 10 выпускников. В.Х. Буйницкий защитил диплом по результатам 812-дневного дрейфа на л/п «Г. Седов» сразу после его завершения, в марте 1940 г. [1].

Уже с самого начала поиска информации в открытых источниках стало ясно, насколько необычным учебным заведением был Гидрографический институт Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Преподавательский состав института, особенно учитывая «прикладной» характер гидрографии1 как науки, был, без преувеличения, «звездным», а его первые выпускники внесли огромный вклад в исследование Арктики, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, обеспечивали проводку полярных конвоев. Весной 1935 года в Гидрографический институт пришли будущие заслуженные деятели науки — выдающийся ученый, доктор географических наук, директор Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) В.Х. Буйницкий и заслуженный деятель науки, профессор, доктор технических наук В.П. Кожухов. Многие их однокурсники вели преподавательскую деятельность, несколько человек защитили кандидатские диссертации. Именами преподавателей и выпускников названы проливы, острова, бухты, мысы, подводные горы на географической карте Арктики и Антарктики [3], а также целая «флотилия» гидрографических судов.

Начало трудовой биографии первых выпускников Гидрографического института было невероятно сложным. С одной стороны, потребность в специалистах для Главного управления Северного морского пути была очень высокой, каждая новая экспедиция приносила с собой научные открытия, значительно расширяла объем знаний о рельефе, ледовом режиме, течениях, характере донных отложений. С другой стороны, работа велась в невероятно сложных условиях: кроме льдов, непогоды и материальных лишений, не всегда надежных судов и необходимости работать в совершенно не изученных с точки зрения картографии и судовождения районах гидрографам угрожали и другие опасности. В истории политических репрессий 1938–1939 годы известны «делом полярных гидрографов» [4]. А всего через три года после окончания института почти все его выпускники стали участниками Великой Отечественной войны.

В литературе можно найти многочисленные разрозненные упоминания о выпускниках Гидрографического института 1938–1940 гг. Задачей настоящего цикла статей является попытка собрать воедино имеющуюся информацию о них именно как об однокурсниках, судьбы которых были во многом определены учебой в Гидрографическом институте ГУСМП.

Использованные материалы

Истории изучения и освоения Арктики в 1930-х годах посвящено большое количество литературы. С августа 1935 по июнь 1941 года ежемесячно выходил журнал «Советская Арктика», на страницах которого печатались, в частности, материалы о планах и результатах экспедиций, отчеты о деятельности полярных станций и зимовок, написанные их участниками. Наряду с научными статьями (например, публиковавшимися в регулярных выпусках Трудов Арктического института) и монографиями о результатах работ — в разные годы изданы воспоминания их участников, подробные биографии исследователей и полярных капитанов [5–11 и др.], труды по истории институтов и организаций, сыгравших определяющую роль в получении первых данных по гидрографии, гидрологии, геологии Северного Ледовитого океана [4].

В последние годы существенным источником информации стали интернет-форумы (в частности, портал «Полярная почта» [http://www.polarpost.ru]), на которых наряду с данными, публиковавшимися ранее в открытой печати, можно найти воспоминания и фотографии из семейных архивов участников событий.

Существует обширная открытая база данных об участниках Великой Отечественной войны. На сайте www.poisk.re приводятся данные о времени и месте призыва, частях и родах войск, званиях и наградах участников боевых действий. Скан-копии приказов о награждении размещены на сайте https://podvignaroda.ru.

Наряду с данными, полученными из открытых источников, в основу статьи положены материалы российских государственных архивов (Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Ф. 9570, Учреждения Северного морского пути; Архив Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова; Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб)), Ф. Р-3365, а также семейного архива автора. Бесценным источником информации об учебе в Гидрографическом институте являются воспоминания выпускника 1942 г. В.В. Дремлюга, а также документальная проза В.В. Вейхмана, который был аспирантом одного из первых выпускников Гидрографического института, В.П. Кожухова.

Основание Гидрографического института

Исследования Арктики советского периода, начавшиеся в 1920-х гг. с работы Северной научно-промысловой экспедиции (1920–1924 гг.) и Научно-исследовательского института по изучению Севера (1924–1929 гг.), в 1930-х гг. постоянно расширялись как с географической, так и тематической точек зрения. В 1930 гг. был создан Всесоюзный Арктический институт. В 1932 году были выполнены исследования в рамках программы Второго международного полярного года [4]. В том же году экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта осуществила первое в истории сквозное плавание из Белого моря в Берингово за одну навигацию на ледокольном пароходе (л/п) «Александр Сибиряков» [12]. В том же году было образовано Главное управление Севморпути (Главсевморпуть, ГУСМП) [13], задача которого определялась следующим образом: «…проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути» [14]. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)2 от 20 июля 1934 г. «О мероприятиях по развитию Северного морского пути и северного хозяйства» была намечена программа освоения Арктики, согласно которой ГУСМП должен был организовать строительство морских портов на Диксоне, в Тикси, Провидении, Игарке, создать к 1937 г. сеть из 89 постоянно действующих полярных станций, организовать и контролировать работу разнообразных хозяйственных предприятий в Арктической зоне, которая включала в себя в европейской части страны моря и острова Северного Ледовитого океана, а в азиатской — всю материковую территорию к северу от 62-й параллели [13]. Реализация столь масштабных планов требовала срочной подготовки специалистов-гидрографов, дефицит которых остро ощущался при организации экспедиционной деятельности.

Для решения проблемы Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1726 от 20 июля 1934 года в Ленинграде 25 апреля 1935 года был открыт Гидрографический институт Главного управления Северного морского пути при СНК СССР. Разработкой программ дисциплин и учебных планов института вместе с его будущим директором, профессором математики Петром Дмитриевичем Белоновским (1885–1947) занимались крупнейшие специалисты того времени в области гидрографии, геодезии, астрономии, математики и судовождения: академик А.Н. Крылов, профессора Ю.М. Шокальский, Н.Н. Матусевич, Б.П. Хлюстин, А.П. Ющенко. Первым заведующим учебной частью, также активно принимавшим участие в организации Гидрографического института, был инженер-гидрограф, геодезист Сергей Сергеевич Рузов (1894–1972).

Учебный план Гидрографического института был необычным. Для ускорения подготовки специалистов в мае–июне 1935 года был осуществлен прием студентов, ранее обучавшихся в других вузах, сразу на первый и второй курсы, чтобы весной начать учиться, летом пройти первую практику, а уже осенью сдать экзаменационную сессию и перейти на следующий, второй и третий курсы соответственно. Студенты этих двух первых курсов проводили много времени вместе, особенно во время учебных и производственных практик.

Преподаватели Гидрографического института 1935–1939 гг.

К преподаванию в Гидрографическом институте были привлечены крупнейшие специалисты в области математики, астрономии, картографии и судовождения.

Согласно приказу № 12 от 19 апреля 1935 года [15. Л. 18], первыми преподавателями института, «допущенными к исполнению обязанностей заведующих кафедр», были: Максимов Г.С. — по кафедре гидрологии; Ющенко А.П. — по кафедре геодезии; Матусевич Н.Н. — по кафедре астрономии; Сакеллари Н.А. — по кафедре кораблевождения. На должность профессора кафедры математики был принят В.В. Серафимов, на должность доцента по кафедре гидрографии — А.П. Белобров.

Георгий Сергеевич Максимов (1876–1955) — профессор, доктор технических наук. В 1896 г. Г.С. Максимов окончил Морской корпус и начал карьеру гидрографа на Дальнем Востоке. В 1898 году Г.С. Максимов стал помощником начальника Гидрологической экспедиции Восточного океана. В 1905–1914 гг. он возглавлял экспедиционные гидрографические работы в Балтийском море и у Мурманского побережья. В годы Первой мировой войны Г.С. Максимов занимал пост начальника геодезического отдела Главного Гидрографического управления. С начала 1930-х гг. работал в ГУСМП [3].

В.В. Вейхман пишет о профессоре Максимове, который преподавал у него через много лет (Владимир Вейхман родился в 1934 году, то есть был на целое поколение младше первых выпускников Гидрографического института): «Георгий Сергеевич Максимов был училищной достопримечательностью. Пока еще существовали персональные звания Главсевморпути, он носил китель с нашивками, соответствующими званию генерал-директор второго ранга — самому высокому из всех преподавателей и сотрудников училища. Профессор, похожий на грузного моржа, крохотными шажками семенил вдоль коридора, вызывая почтительный шепот старшекурсников: «Отец русской гидрографии…». Конечно, у него были основания по праву носить этот негласный титул» [16].

Артемий Павлович Ющенко (1895–1968) — доктор технических и военно-морских наук, профессор, выдающийся гидрограф-геодезист, автор более 60 печатных работ. В 1917 г. А.П. Ющенко окончил физико-математический факультет Петербургского университета, еще студентом участвовал в знаменитом семинаре А.Ф. Иоффе, среди участников которого было несколько будущих Нобелевских лауреатов. После окончания университета А.П. Ющенко резко изменил свою научную судьбу, поступив в Гардемаринские классы, а осенью 1918 г. был направлен на стажировку в Пулковскую обсерваторию. Как инженер-гидрограф участвовал в гидрографических работах на Неве, на Каспийском море, на Новой Земле и на побережье Кольского полуострова.

«Штурману, гидрографу, физику, геодезисту Ющенко было свойственно обостренное чувство нового. <…> Ющенко разработал метод построения навигационных карт, заметно упростивший процедуру определения местоположения судна. Но особенно непревзойденным специалистом Ющенко был в разработке таблиц, предназначенных для обеспечения мореплавания. Под его руководством были созданы Картографические таблицы, изданные Главным управлением Военно-морского флота. Таблицы “Азимуты светил”, более известные как “Таблицы Ющенко”, несомненно, превосходили все другие известные в мире таблицы того же назначения по удобству пользования, полноте и точности. Не было штурмана, не оценившего их по достоинству» [17, с. 92].

С 1930-х гг. А.П. Ющенко начал преподавательскую карьеру. В 1935–1941 гг. преподавал в Гидрографическом институте, в 1944–1947 гг. — в Военно-морской академии (ВМА), в 1952–1955 гг. заведовал кафедрой картографии Ленинградского университета (ЛГУ). По воспоминаниям В.В. Дремлюга, «профессор А.П. Ющенко читал курс геодезии, поражая студентов своей эрудицией и неожиданными рекомендациями по более углубленному изучению курса лекций. Бывали случаи, когда он рекомендовал прочитать литературу на английском и французском языках. “А кто их не знает, — говорил он, — рекомендую немецкий учебник, он проще”. Сам Ющенко этими языками владел свободно» [18].

В записной книжке Н.Д. Дмитриева есть такая запись:

«1 марта 1954 года в актовом зале Ленинградского университета состоялась гражданская панихида по Владимиру Владимировичу Каврайскому. Доклад сделал Артем Павлович Ющенко. Язык Артема Павловича прост, красив, а мысли глубокие и содержательные. Мы, его ученики, испытывали истинное удовольствие при каждой встрече с Артемом Павловичем. Беседы с ним постоянно побуждали к творческим мыслям. Артем Павлович является широко эрудированным человеком, сердечной теплоты и человеческого участия» [из семейного архива автора].

Без преувеличения легендой российской гидрографии был Николай Николаевич Матусевич (1879–1950) — инженер — вице-адмирал, советский гидрограф-геодезист, исследователь Арктики, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники. Окончив сначала Морской корпус, а потом Петербургский университет, плавал в Черном море и Тихом океане, участвовал в Русско-японской войне. После окончания университета прикомандирован к Пулковской обсерватории для усовершенствования в геодезии и астрономии. С 1911 г. в течение двадцати лет руководил гидрографическими работами по изучению Белого и Карского морей и Мурманского побережья, изучал течения в Горле Белого моря. В 1923 г. стал начальником Северного гидрографического отряда; в том же году под его руководством была открыта полярная станция в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. В 1924 г. на этой станции была создана самая северная в то время геофизическая обсерватория. Н.Н. Матусевич был одновременно теоретиком и практиком. За свою жизнь он прошел более 160 морских миль. В разные годы преподавал в Штурманских классах, в Военно-морском гидрографическом училище, в Гидрографическом институте и в ЛГУ. В 1931 г. Н.Н. Матусевич стал профессором ВМА с присвоением 31 мая 1936 года звания инженер-флагман 2-го ранга. 10 мая 1935 года Н.Н. Матусевич был избран на пост председателя Отделения математической и физической географии Географического общества СССР. К 1935 г. он был автором большого количества статей и нескольких учебников, среди которых «Пособие по астрономии» (1915), «Записки по мореходной астрономии (1917), «Мореходная астрономия» (1922), «Записки по теории картографических проекций, читанные в Военно-морском гидрографическом Училище» (1925), «Учение об ошибках и метод наименьших квадратов» (1926) [19, с. 499; 17].

Николай Александрович Сакеллари (1880–1936), возглавивший кафедру кораблевождения, преподавал первым студентам всего около года — он умер весной 1936 г. от болезни сердца. Во всех доступных источниках его называют ни больше ни меньше как «основателем советской школы штурманов», «штурманским богом» и «великим педагогом». На его книгах выросло не одно поколение квалифицированных штурманов и гидрографов. Николай Александрович окончил Новороссийский университет, Николаевскую морскую академию. Жизнь Н.А. Сакелари тоже могла бы стать сюжетом приключенческого романа. Во время Русско-японской войны участвовал в Цусимском сражении и принял командование батареей 75-миллиметровых орудий левого борта «Орла» у выбывшего по ранению мичмана Туманова, попал в японский плен. Преподавать начал в 1913 году в гидрографическом классе Морского корпуса, продолжив работу на той же должности после революции, с 1920 года — в ВМА, с 1935 года — в Гидрографическом институте. Служил на крейсере «Аврора» и ледоколе «Красин», участвовал в работе Военно-морского клуба и Дома занимательной науки [20, с. 288–289].

О Н.А. Сакеллари как преподавателе писал А.П. Рундан в статье 1936 г. «Вспоминаются незабываемые дни, когда вся страна была охвачена пожаром Гражданской войны. В одном из домов на 8-й линии Васильевского острова на пятом этаже, в полуразрушенной квартире, собирались слушатели вечерних рабочих курсов для подготовки судоводителей морских торговых судов. С каким вдохновением и знаниями читал Николай Александрович свои интересные лекции! С каким вниманием слушали мы его, часто в потемках, забывая и голод, и холод!» [21].

Борис Павлович Хлюстин (1884–1949) сменил Н.А. Сакеллари на посту заведующего кафедрой кораблевождения. Борис Павлович родился в 1884 г. в дворянской семье. В 1904 г. окончил Морской кадетский корпус «по первому разряду» (первым из числа 128 гардемаринов, с занесением на мраморную доску почета). Во время русско-японской войны был среди защитников Порт-Артура, командуя миноносцем «Статный», куда были погружены секретные документы крепости, вырвался из блокированного города. В 1910 г. окончил гидрографический факультет Николаевской морской академии — снова «по первому классу с занесением на мраморную доску почета», уже с присвоением звания «инженер-гидрограф». В конце 1912 г. Б.П. Хлюстин стал штатным преподавателем астрономии и девиации в Морском кадетском корпусе. После революции, осенью 1918 г., его пригласили работать на Курсы командного состава Флота, в 1921 г. он стал начальником учебного отдела и помощником по учебной работе начальника Военно-морского училища им. Фрунзе, где в 1932–1939 гг. возглавил кафедру кораблевождения. В 1938 году Борису Павловичу было присвоено ученое звание профессора [22].

Заведующим кафедрой астрономии и геодезии Гидрографического института был назначен Александр Александрович Иванов — известный ученый-астроном Пулковской обсерватории, член-корреспондент Академии наук СССР, один из основателей (в 1890 году) и почетный член (с 1910 года) Русского астрономического общества, автор учебников по общей, сферической, практической, описательной и теоретической астрономии.

А.А. Иванов (1867–1939) родился в Санкт-Петербурге в семье рабочего, в 1885 г. окончил с золотой медалью гимназию, в 1889 г. — математическое отделение Физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. На основании анализа определений силы тяжести во многих пунктах земной поверхности Александр Александрович Иванов пришел к выводу о несимметричности северного и южного полушарий Земли. По наблюдениям в Пулково А.А. Иванов в 1894 г. сделал доклад «Изменения широты Пулковской обсерватории по наблюдениям, произведенным большим вертикальным кругом в 1863–1875 гг.» и составил три каталога абсолютных склонений звезд. В 1895 г. он защитил магистерскую диссертацию по теме «Вращательное движение Земли» (о перемещении полюсов оси вращения по поверхности земного сфероида) и получил ученую степень магистра астрономии и геодезии, а уже в 1899 г., продолжая работать в Пулковской обсерватории, подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по теме «Теория прецессии» [23].

С 1896 по 1929 г. читал лекции на кафедре астрономии и геодезии Физико-математического факультета, был секретарем Ученого совета, заведовал вычислительной лабораторией при Астрономической обсерватории, преподавал на Петербургских Высших женских курсах. С 1902 по 1911 г. по предложению Д.И. Менделеева Александр Александрович работал в Главной палате мер и весов, в 1919–1930 гг. был директором Пулковской обсерватории (избирался на эту должность три раза: в 1919, 1922 и 1927 гг.), с 1930 г. — заместителем директора Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ). В 1926 г. А.А. Ивановым было выполнено непосредственное определение разности долгот Пулково — Гринвич [23].

Таким был научный и педагогический опыт академика Иванова к тому моменту, когда он начал читать лекции студентам-гидрографам. Одновременно с преподаванием в Гидрографическом институте он состоял Председателем Комитета физико-химических констант при Всесоюзном научно-исследовательском институте метрологии имени Д.И. Менделеева (с 1 мая 1936 года), был заместителем директора по научной части Главной Палаты мер и весов (с 1932 по 1938 г.), в 1936 г. был назначен председателем комиссии по технике Службы времени при группе технической физики Отделения технических наук АН СССР. В 1937 г. он стал Председателем квалификационной комиссии в Институте точной механики и оптики.

Борис Михайлович Яновский (1894–1967) — физик и геолог, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, глава советской школы геомагнетизма. После ареста С.С. Рузова в 1937 г. сменил его в должности заведующего учебной частью. Б.М. Яновский в 1916 г. окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и был оставлен при нем в качестве преподавателя, но вскоре был призван на военную службу. В 1918 г. окончил краткосрочные курсы гардемаринов флота, после чего был направлен Главным гидрографическим управлением в Павловскую магнитную обсерваторию для подготовки экспедиции по магнитной съемке Ладожского и Онежского озер. В 1919–1926 гг. принимал участие в исследовании Курской магнитной аномалии, в 1930 г. – в генеральной магнитной съемке территории СССР. В 1930–1938 гг. руководил исследованиями геомагнитного поля в районе Западного Урала, левобережья Волги и Прибайкалья, проводимыми Московским нефтяным институтом. С 1934 г. был преподавателем физического факультета ЛГУ, читал курс лекций «Магнитные измерения», создал лабораторию магнитных свойств горных пород [23].

Еще об одном преподавателе, поступавшем на работу в Гидрографический институт в 1935 году, на сайте Университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова говорится: «Теперешним курсантам Арктического факультета А.П. Белобров известен в основном как автор классического учебника по гидрографии, который в наши дни стал библиографической редкостью, но до сих пор не потерял своего значения. Гидрографы старшего поколения хорошо помнят своего учителя — Андрея Павловича Белоброва, который внес большой вклад в становление и развитие отечественной гидрографии» [https://arf.gumrf.ru/laureati_belobrov.html].

Андрей Павлович Белобров (1894–1981) родился в семье военного моряка, в 1914 г. окончил курс Морского корпуса и в течение трех лет служил на кораблях Балтийского флота, принимая участие в боевых действиях Первой мировой войны. В годы Гражданской войны командовал эсминцем «Амурец» в боях против белофиннов, служил флагманским штурманом Действующего отряда судов Балтийского моря. В 1921 г. Белобров поступил в ВМА, которую, несмотря на гонения как на «бывшего царского офицера» и полугодичное заключение в Бутырской тюрьме и Владимирском централе, откуда освободился в декабре 1921 г., успешно окончил в 1924 г. с отличием и с занесением его имени на мраморную доску. В последующие годы в должности старшего картографа в Главном Гидрографическом управлении А.П. Белобров провел обследование устья реки Пайндте на Ямале. В 1928 году, пройдя адъюнктуру под руководством В.В. Каврайского, защитил диссертацию в Главной астрономической обсерватории в Пулково. С 1932 г. Андрей Павлович начал педагогическую работу [25]. В его послужном списке преподавание геодезии, мореходной астрономии, гидрографии на курсах Главсевморпути, в Гидрографическом институте, в ВМА, ЛГУ, Ленинградском гидрометеорологическом институте (ЛГМИ). По воспоминаниям В.В. Дремлюга, профессор А.П. Белобров «в процессе занятий, для небольшого отдыха студентов, позволял отвлекаться на шутки, а на экзаменах был одновременно строг и доброжелателен» [18]. Среди основных научных трудов и учебников А.П. Белоброва «Инструкции по промеру» (1937); «Гидрографические работы» (1948, 1951); «Мореходная астрономия» (1953, 1954); «Фазовые радионавигационные системы в гидрографии и океанологии» (1961); «Гидрография моря» (1964).

Сергей Александрович Советов (1873–1942) — географ, гидролог и метеоролог, действительный член Русского географического общества (1897–1924 гг.). Окончив физико-математический факультет СПбГУ, с 1896 г. возглавлял кафедру гидрологии суши и моря Ленинградского географического института; после преобразования института в географический факультет ЛГУ в 1925 г. читал там курс гидрологии. С 1920 г. руководил работами гидрологии Невы, Ковды, Кеми, Сунны, которыми предполагалось воспользоваться для электрификации промышленности Северо-Запада России и Мурманской железной дороги, был организатором гидрометеорологических станций на Балтийском море. Автор научных трудов «Два тайфуна Восточного океана в сентябре 1897 г.» (1901), «Краткая метеорология» (1925), «Курс общей гидрологии» (1929), «Защита Ленинграда от наводнений» (1934), «Онежское озеро: опыт физико-географической монографии» (1917) [https://bioslovhist.spbu.ru/person/722-sovetov-sergey-aleksandrovich.html].

Всеволод Всеволодович Тимонов — один из плеяды создателей отечественной океанологии, выдающийся ученый и крупный организатор науки и талантливый педагог [26], будущий основатель (1946 г.). и руководитель кафедры океанологии Ленинградского гидрометеорологического института — преподавал и вел научную работу в Гидрографическом институте в 1937–1938 гг. Именно в это время (в 1937 г.) ему без защиты диссертации присвоена ученая степень кандидата технических наук, а в 1938 году — звание старшего научного сотрудника.

Студентам, обучавшимся в институте с 1935 по 1939 г., преподавали Н.Н. Урванцев — исследователь Арктики, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, автор многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы [27. Л. 28]; А.М. Жирмунский — геолог и палеонтолог, выпускник естественного факультета Парижского университета (Сорбонны) и естественного отделения физико-математического факультета Московского университета, ученик И.П. Павлова [15. Л. 55]; Е.С. Гернет — выдающийся ученый, гидрограф, гляциолог, автор гипотезы взаимодействия суши и моря, материковых и морских льдов, существенно продвинувшей понимание процессов оледенения и дегляциации Земли [15. Л. 28]; внештатными сотрудниками кафедры топографии были выдающиеся гидрографы В.И. Воробьев и И.А. Киреев [27. Л. 76].

Студенты

20 марта 1935 года П.Д. Белоновский издает приказ «назначить комиссию под моим председательством для рассмотрения заявлений и отбора кандидатов в число студентов» [15. Л. 6], 17 апреля — медкомиссию «для освидетельствования кандидатов» [15. Л. 15]. Предстояло отобрать по 25 студентов на первый и второй курсы. Первый приказ о приеме студентов датируется 23 апреля, последний — 5 июня 1935 года [15. Л. 17, 48]. В Институт принимались студенты, обучавшиеся ранее в других вузах (ЛГУ, Горный институт, Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), Ленинградский институт механизации социалистического земледелия, Институт инженеров механизации, Ленинградская лесотехническая академия). В отличие от следующего периода работы вуза (с 1939 г.), девушек в первые годы среди абитуриентов не было.

В статье С.С. Рузова, опубликованной в декабрьском номере журнала «Советская Арктика» 1937 года [28], приводится отражающая «дух времени» таблица о результатах набора студентов в институт.

Таблица 1. Статистические показатели набора студентов в Гидрографический институт весной 1935 г. [28]

Table 1. Statistical indicators of student enrollment at the Hydrographic Institute in the spring of 1935 [29]

Курсы

Происхождение

Партийность

Итого

рабоч.

крест.

служ.

ВКП(б)

ВЛКСМ

бесп.

I

11

7

4

5

16

1

22

II

11

9

5

6

14

5

25

Молодые люди (при поступлении будущим студентам было от 20 до 29 лет), поступившие в Гидрографический институт, были, что называется, «уроженцами» самых разных уголков страны — Белоруссия, Украина, Северная Осетия, Орловская, Читинская, Горьковская, Саратовская, Ярославская, Архангельская, Ивановская Оренбургская области, города Кострома и Ленинград.

Учеба в Гидрографическом институте была непростой. Согласно годовому отчету Гидрографического управления ГУСМП по учебным заведениям за 1935 год [29] и годовому отчету Гидрографического института за 1936 год [30], в первом учебном году «из состава студентов, перешедших с 1935 года, выбыло 12 человек по личным причинам, кроме отсева по неуспеваемости в количестве пяти человек».

Сведений о жизни студентов «до Гидрографического», к сожалению, удалось найти немного.

Одним из самых старших был Г.С. Крутов. Его биографии посвящена книга В.В. Смилевца «Маяк в океане». «Григорий Крутов родился 5 января 1906 года на берегу Волги в селе Золотое Саратовской губернии в семье крестьянина. Родители: отец Степан (Стефан) Андреевич Крутов (уроженец с. Золотое), мать — Ольга Егоровна Крутова (Карелина), 1878 г.р., из хутора между деревнями Морозово и Шилово. В 1921 в пятнадцатилетнем возрасте Григорий Крутов устроился работать на текстильную фабрику “Саратовская мануфактура”. Работа была нелегкая и вредная. Отец его погиб в 1921 году во время Гражданской войны. В 1927 г. Г. Крутов переехал в Астрахань. Уволившись по болезни, Григорий на одном из пароходов, устроившись временно матросом, убыл вниз по течению в город Астрахань. Его цель была устроиться на работу в судостроительно-судоремонтный завод братьев Нобель (имени Урицкого). В 1930 г. по путевке Райкомвода Г.С. Крутов поступил учиться на рабфак3 Сталинградского тракторного завода. В 1932–1933 гг. был секретарем партбюро завода. В 1933 году Г.С. Крутов переехал в Ленинград и по “комсомольской путевке” и поступил на учебу в ЛИИВТ» [31, с. 5, 24, 35, 45].

Борис Малютин родился в селе Нижние Деревеньки Курской области в 1907 году. После окончания школы работал в г. Таганроге — в 1926–1927 гг. на фабрике пчеловодческого инвентаря, в 1927–1928 гг. — в Паровозоремонтных мастерских. В 1928–1929 гг. уехал на Дальний Восток, на Харбинские прииски. В 1929–1931 гг. служил в армии, после чего переехал в Ленинград, где три года проработал слесарем на заводе им. Ленина, после чего поступил в ЛГУ [32].

Хаджи-Умар Илаев родился в 1908 г. в селе Ардон Ардонского района Северо-Осетинской АССР. С 1920 г. был сельскохозяйственным рабочим в родном селе, в 1925 г. переехал в г. Алаир. В конце 1928 г. Илаев по комсомольской путевке уехал в Ленинград и поступил на учебу в Горный рабфак при ЛГУ [http://www.gpavet.narod.ru/Names1/ilaev.htm].

Василий Оглоблин родился в поселке при заводе Тирлян 1909 г. в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии в семье рабочего. В 1924 г. окончил семилетнюю школу, затем работал электромонтером на заводе, а в 1928 г. поступил учиться на рабфак в Уфе. В 1931 г. В.А. Оглоблин уехал в Ленинград, поступил в училище промышленного строительства, учился в нем два года, в 1933 г. зимовал на полярной станции Югорский Шар, где работал метеорологом от Всероссийского Арктического института (ВАИ). Возвратившись через год, Василий Оглоблин продолжил работу в ВАИ и поступил в Гидрографический институт [www.gpavet.narod.ru/Names3/ogloblin.htm].

Виктор Буйницкий родился 31 декабря 1911 года в городе Чите в семье служащего. В 1930 г. окончил Читинский лесотехнический техникум и начал работу по специальности в Хабаровском крае. По комсомольской путевке в 1932 г. приехал в Ленинград, где поступил в Горный институт, а затем перевелся в Гидрографический. В статье И.Д. Жонголовича о Буйницком в книге «Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле “Георгий Седов”» приводятся такие подробности: «Виктору Буйницкому было 6 лет, когда его отец вернулся инвалидом с фронта первой империалистической войны. Детство Виктора протекало серо, бесцветно. Но отец и мать стремились дать сыну образование. В 1927 году Виктор Буйницкий окончил школу-семилетку и поступил в Читинский лесотехнический институт. Зимой он учился, летом проходил производственную практику: в экспедиции Забайкальского геофизического общества у истоков реки Витим, на сплаве по рекам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так — в упорных занятиях и труде — проходили юношеские годы. Окончив институт, он поступил в один из леспромхозов Дальнего Востока. Здесь Виктор Буйницкий совершал увлекательные путешествия, обследуя лесные массивы богатого края. Решив продолжить свое образование, Виктор Харлампиевич осенью 1932 года переехал в Ленинград. В Горном институте он прошел трехгодичный курс, практиковался на рудниках Кольского полуострова. В 1935 году Буйницкий перевелся в только что организованный Гидрографический институт» [33, с.72].

Иван Долотов родился в 1911 в г. Костроме в семье рабочего. В 1932–1935 гг. обучался на Гидротехническом факультете Ленинградского индустриального института [34].

Исаак Школьников родился в 1912 г. в г. Бобруйске Могилевской области в семье рабочего лесозаготовок. Когда Исааку исполнилось 8 лет, умер его отец. Мать Школьникова подрабатывала няней, но денег не хватало, жили бедно. В 1929 г. он окончил шестилетнюю среднюю школу и поступил в фабрично-заводское училище при лесокомбинате. Окончив училище, Исаак устроился работать наладчиком станков. В 1931 г. он переехал жить в Москву, где работал на заводе. В 1932 г. поступил в Московский лесотехнический институт, откуда перевелся в Ленинградскую лесотехническую академию [www.gpavet.narod.ru/Names4/shkolnikov.htm].

Борис Екатеринин родился в 1913 г. в Томске в семье врача. В 1929 г. окончил девять классов в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) и поступил в Томский музыкальный техникум, в котором проучился, однако, всего три месяца. В 1931 г. Екатеринин стал студентом Томского сибирского горного института, окончил 4 курса и переехал в Ленинград [www.gpavet.narod.ru/Names1/ekaterinin.htm].

Николай Мальцев родился в 1913 г. в селе Богоявленском Вельского уезда Вологодской губернии в семье сельских учителей. В 1925 году семья переехала в Вельск, где окончил семилетнюю школу, сельскохозяйственный техникум и начал работать техником-полеводом в совхозе. В 1932 г. Мальцева командировали на учебу в Ленинградский институт механизации социалистического земледелия [www.gpavet.narod.ru/Names2/maltsev.htm].

Владимир Калин родился в 1913 г. в городе Гадяч Полтавской губернии в семье крестьян, в 1927 г. окончил школу-семилетку и до 1930 г. работал в Сталино в гараже. В 1931 г. он переехал в Ленинград, работал на заводе «Красный путиловец». В 1932 г. поступил в Институт инженеров механизации [www.gpavet.narod.ru/Names2/kalin.htm].

Валентин Юнок родился в 1913 г. в Могилеве, в семье служащих. После окончания школы в 1931–1932 гг. преподавал в школе ФЗС при фабрике «Красный Перекоп» г. Ярославля, в 1932–1933 гг. учился в Московском полиграфическом институте, в 1933–1934 гг. работал конструктором на заводе «Пролетарская свобода» в Ярославе, последний год перед поступлением в Гидрографический был студентом Ленинградского технологического института [35].

Николай Дмитриев родился в 1915 г. в г. Николаеве, куда его отец был направлен из Петрограда для работы на судостроительной верфи. В 1923 г. семья вернулась в Петроград, Николай окончил 21-ю советскую школу и три курса Гидротехнического (в 1933–1935 гг. — подразделение Политехнического) института [36].

Учеба в Гидрографическом институте (1935–1939)

В Гидрографическом институте были организованы кафедры математики, географии, гидрографии, гидрологии, геодезии, астрономии, геофизики и кораблевождения. Учебный план института подробно изложен в статье С.С. Рузова [28].

«В состав курса Института входят следующие циклы предметов: общеобразовательный, физико-математический и общетехнический, специальный и военной подготовки. Первый цикл, на прохождение которого уделяется 538 часов, обнимает собой предметы: политэкономию, экономполитику, ленинизм, истмат4 с основами диамата5 и английский язык.

Ко второму циклу, на который уделяется 1765 часов, относятся предметы: высшая математика, теоретическая механика, начертательная геометрия, физика, фотография, рисование, электротехника и радиотехника, топография и топографическое черчение и земной магнетизм. Изучение этих предметов необходимо как основа к изучению дисциплин специального цикла.

К циклу специальному, на который уделяется 1674 часа, относятся предметы: геодезия с картографией, гидрография, астрономия, кораблевождение, гидрология с метеорологией и теория и устройство корабля. Так как специальный цикл является основным в учебном плане института, то я укажу на характер изучения каждого из них в отдельности.

1. Гидрография состоит из отдельных частей, имеющих целью изучение той внешней обстановки, в которой протекает плавание судна. К числу этих частей относятся: приемы морской описи, занимающиеся исследованием морфологии морского ложа для целей навигации и составления морских карт; общая геология, дающая основные знания по генезису и структуре ложа водных объектов; отдел ограждения морей, изучающий технику создания на берегах искусственной обстановки, улучшающей и облегчающей условия плавания судов.

2. Астрономия так же, как и гидрография, является ведущей дисциплиной института. Из этого обширного предмета выделяются те части, которые обеспечивают твердое знание приемов геодезической (полевой) и мореходной астрономии.

Назначением курса геодезии является изучение методов полевых и камеральных работ по созданию опорных пунктов для гидрографических, топографических и картографических работ.

3. Кораблевождение охватывает цикл дисциплин, дающих студентам теоретическую и практическую подготовку к производству на корабле всех работ, связанных с проводкой корабля из одного места в другое. Отдельными частями курса кораблевождения являются: навигация, дающая указания, как направить корабль по выбранному пути и как во время плавания следить за тем, следует ли корабль по этому пути или он уклоняется в стороны; лоция, знакомящая мореплавателя со всеми средствами, обеспечивающими безопасность кораблевождения; мореходная астрономия, указывающая средства и методы работы при плавании корабля в открытом море, когда единственными опорными точками для определения места судна являются небесные светила; девиация магнитного компаса, изучающая вопрос о магнитном состоянии железного корпуса корабля, его влияние на магнитный компас и средства и способы уничтожения этого вредного влияния и, наконец, электронавигационные приборы, где изучаются все новейшие электромеханические средства, служащие для безопасности кораблевождения.

К положительным моментам плана следует отнести то обстоятельство, что факультативные предметы: история исследования и география полярных стран, ледовая навигация, методы геофизической разведки, дополнительные главы из геодезии и астрономии и энциклопедия водного транспорта — входят в учебный план и на прохождение их выделены 256 часов» [28, с. 37–38].

В первые годы работы институт еще не имел собственного здания. Занятия со студентами проводились в арендованных у ЛИИВТа помещениях (до 1937 года — по адресу: наб. реки Фонтанки, д. 117, с 1937 по 1940 г. — по адресу наб. реки Фонтанки, д. 76). Для иногородних студентов было организовано общежитие, сначала также арендовавшееся у ЛИИВТа [15. Л. 16], а затем располагавшееся в знаменитом «доме полярников» по адресу: ул. Восстания, 53 [37]. В 1940 г. специально для Гидрографического института было построено здание по адресу: Заневский пр., д. 5 [https://ma.gumrf.ru], однако в новом здании первым студентам Гидрографического института учиться не пришлось, за исключением тех, кто позже поступил в аспирантуру.

Студентам в 1935–1939 гг. выплачивалась стипендия и «хлебная надбавка», выдавалась форменная одежда согласно разработанным для ГУСМП правилам, во время сессий «в целях повышения калорийности питания» полагалось доплата [15. Л. 22, 54]. Директор Гидрографического института Петр Дмитриевич Белоновский старался обеспечить студентам наилучшие условия для учебы и отдыха. По итогам сессии отличникам и хорошистам назначались персональные надбавки к стипендии, иногородним во время каникул оплачивались билеты для поездки домой, а ленинградцам предоставлялись путевки в дома отдыха и санатории. Например, с 6 по 31 октября 1935 года «в связи с окончанием топографических, геодезических, гидрографических и морских практических занятий» студентов второго курса «полагали в отпуску» с размещением ленинградцев в домах отдыха на станции Курорт (Сестрорецк) и на острове Трудящихся [15. Л. 93].

О педагогических методах П.Д. Белоновского пишет и В.В. Дремлюг:

«Особо хочется отметить административную и воспитательную работу П.Д. Белоновского. По отношению к студентам он сочетал два качества. Во-первых, был строг и требователен к учебе. Во-вторых, был обязательным человеком. Каждого студента он старался называть по имени и отчеству. Он обращал внимание на поведение студентов не только по отношению к преподавательскому составу, но и ко всему обслуживающему персоналу. Позорным считалось не поздороваться или не уступить дорогу любому работнику института.

С первых курсов студентов приучали к хорошим морским традициям. Уже на первом курсе на столы, покрытые белоснежной скатертью, еду в студенческой столовой подавали в фарфоровой посуде, рядом лежали в порядке сервировки ножи, вилки, ложки. Во время приема пищи дежурные преподаватели деликатно подсказывали студентам, как сидеть за столом, держать вилку, ложку, пользоваться ножом. И по нынешним временам совсем необычная вещь. В субботу и воскресенье на столе появлялись бутылки с легким вином из расчета одна бутылка на четырех студентов.

В учебно-воспитательной работе П.Д. Белоновский принимал неординарные решения. Так, отправляя студентов на практику на Север с Московского вокзала, он лично вручал проездные документы уезжающим студентам: отличникам — в купейные вагоны, остальным — в общие плацкартные…» [18].

В приказах по институту П.Д. Белоновский скрупулезно анализирует академические успехи и неудачи своих воспитанников. Сквозь строгий стиль сложно не почувствовать глубоко личное, отеческое отношение директора к студентам. Такое ощущение, что и успехи, и неудачи он воспринимает очень близко к сердцу. Первый из таких приказов (№ 53) датируется 10 августа 1935 года:

«Теоретическая учеба текущего учебного года в Гидрографическом институте закончилась. Учебный план и программы выполнены, зачетные комиссии I и II курсов окончили свою работу. Студенты Института приступили к выполнению программ практики.

Итоги учебы II курса стоят выше соответствующих итогов по I курсу. Средняя оценка успеваемости студента II курса равна 4 (а по I курсу — 3,7) при минимальной средней в 3,8 (навигация и топографическое черчение) и максимальной — 4,1 (топография, геодезия и гидрография).

Подавляющее число студентов II курса дало достаточно высокие показатели успеваемости, доказав тем самым, что большевистской настойчивостью и честным отношением к своим обязанностям всегда можно преодолеть встречающиеся затруднения» [15. Л. 76].

После окончания осеннего семестра директор, напротив, не вполне доволен своими студентами (приказ № 16 от 2 февраля 1936 г.) [15. Л. 21]. «Результаты январской зачетной сессии и полугодовые оценки успеваемости дают возможность констатировать заметное улучшение качества учебы по сравнению с положением дела, имевшим место в середине декабря». Однако «полученные результаты ни в какой мере не могут считать удовлетворительными». Далее идет анализ — средний балл I курса колеблется между 3,5 и 4,2; «наивысший средний балл отдельного студента II курса равен всего 4,4; пять студентов имеют неудовлетворительные оценки». «Количество отличников учебы — всего три студента — очень мало. Почти две трети (60 %) студентов не могут перешагнуть сколько-нибудь далеко за «уды» и «неуды»… Дисциплина среди студентов Института стоит еще далеко не на должной высоте: прогулы и опоздания все еще не изжиты». И вывод: «Ни студенческая масса института, ни его кафедры не оказались еще в состоянии широко развернуть в Институте борьбу за качество, за высокую трудовую дисциплину, за повышение культурности, т. е. за развитие стахановских форм движения в условиях вузовской работы» [27. Л. 21].

В приказе № 31 от 10 марта 1937 г. отмечается «общее по Институту улучшение положения дела с академической успеваемостью студентов (35 % ударников учебы, неудовлетворительных оценок — 4 %, удовлетворительных — 55 %, отличных — 38 %)» [38. Л. 34].

По итогам сессий следует назначение хорошистам и отличникам дифференцированных персональных надбавок. Кроме того, например, для трех упомянутых выше отличников П.Д. Белоновский приказывает «обеспечить на время летних каникул путевками в лучшие санаторно-курортные учреждения, а также предоставить им 100 %-ю оплату железнодорожных билетов» и «право пользоваться каждому два раза в месяц билетами в Филармонии или в Выборгском доме культуры в дни по их выбору». Административно-хозяйственно части рекомендовано «представить свои соображения о конкретном улучшении жилищно-бытовых условий каждого из трех вышепоименованных студентов» [27. Л. 22]. Нужно сказать, что как бы ни изменялся состав «отличников учебы» за три года обучения старшего курса, одним из отличников всегда был Виктор Буйницкий.

В целом для обучения первых студентов Гидрографического института его руководством при поддержке ГУСМП были созданы максимально благоприятные условия. Интересно отметить, насколько изменилось положение в 1940 г., когда в соответствии с Постановлением СНК СССР от 3 октября 1940 г. «О введении платы за обучение в высших учебных заведениях» в Гидрографическом институте Главсевморпути была введена плата за обучение — 200 рублей в семестр. Среди приказов по институту стали появляться приказы об отчислении студентов за «невзнос платы за обучение» [39. Л. 67].

Кроме учебы студенты-гидрографы принимали активное участие в празднованиях государственных праздников — 1 Мая и годовщин Октябрьской революции. А в связи с исполнявшимся в феврале 1937 г. «столетием со дна смерти великого русского поэта А.С. Пушкина» под председательством П.Д. Белоновского была «назначена юбилейная комиссия, в которую вошли от студентов В. Буйницкий и Б. Малютин (IV курс), Корнеев (II курс), а от преподавателей академик А.А. Иванов, проф. Г.С. Максимов, В.В. Серафимов и Н.А. Маньков и ассистент Н.П. Вагнер». Комиссии предлагалось «составить план мероприятий по ознаменованию памяти А.С. Пушкина» [27. Л. 175].

В первую зиму работы института возникла традиция проведения лыжных походов. 25 января 1936 года, во время каникул, начался лыжный переход Сорока (побережье Белого моря) — Ленинград. «Командором перехода» назначался Виктор Буйницкий [27. Л. 12]. В ЦГАКФФД6 Санкт-Петербурга хранится фотография из этого похода (рис. 2) [40]. «Трудный лыжный поход» завершился благополучно, и его участникам была объявлена благодарность [27. Л. 29].

Рис. 2. Лыжный переход Белое море — Ленинград. Участники перехода на последнем пункте — ст. Званка — изучают карту перехода. Группа студентов Гидрографического института: Буйницкий — командор, Долотов — пом. полит7, Калин, Постников, Кожухов, Крониковский. Автор съемки: Григориани [40].

Fig. 2. Ski crossing “White Sea — Leningrad”. Participants of the crossing at the final point — Zvanka station — study the map of the crossing. Group of students of the Hydrographic Institute: Buinitsky — commander, Dolotov — assistant political officer, Kalin, Postnikov, Kozhukhov, Kronikovsky. Author of the photo: Grigoriani [40].

Важнейшим компонентом учебы в Гидрографическом институте было участие студентов в учебных, учебно-производственных, а на старших курсах — производственной практике. Летом 1935 г. была организована первая учебная практика. Второкурсникам, которые, как мы помним, начали учебу в институте всего несколько месяцев назад, предстояло пройти ее в ускоренном режиме. В статье С.С. Рузова говорится:

«Наиболее правильная постановка практических занятий состоит в проведении на первых двух курсах учебной практики. По окончании первого теоретического курса первая практика должна заключаться в: а) ознакомлении студентов с морским делом — терминология, гребное и парусное учение; б) работах по топографии — угломерная и углоначертательная съемка крупных масштабов; в) работах по гидрографии — всевозможные виды шлюпочного промера.

Практические занятия студентов 2-го курса должны состоять из: работ по топографии — все виды мелкомасштабных съемок, работ по геодезии — триангуляция, работ по гидрографии — судовой промер, по кораблевождению — изучение навигационного инструментария и прокладка в порядке несения штурманской вахты» [28].

Первой практике посвящена короткая заметка ее руководителя Г.С. Максимова, опубликованная на страницах журнала «Советская Арктика»:

«Учебный план существующего второй год Гидрографического института Главсевморпути предусматривает ежегодные плавания студентов на учебных судах и участие их в гидрографических экспедициях. Первое плавание студентов происходило в Балтийских водах на парусно-моторной шхуне “Ганс” водоизмещением 120 тонн и парусно-моторном боте “Профинтерн” (35 тонн). С 1 августа по 1 октября 1935 года 22 студента первого и 24 студента второго курса провели в две смены учебную кампанию.

Предварительно были проведены береговые геодезические работы. В лагере, разбитом у с. Парголово, под руководством преподавателя института Н.М. Гришкевича проводились занятия по топографии: измерение топографических базисов, мензульная съемка в масштабе 1:10 000 со сложным рельефом, включая проложение геометрической сети и съемку подробностей, и глазомерная съемка. По окончании месячной геодезической практики студенты переходили на корабли.

В занятиях по морской практике и навигации под руководством А.Н. Минина, преподавателя Военно-политической академии РККА имени Толмачева, студенты знакомились с устройством корабля, морской терминологией, сигнализацией, парусным и такелажным делом, обучались управлению шлюпками на веслах и под парусами.

Ежедневно судно “Ганс” выходило в море; плавали под мотором и под парусами, причем студенты участвовали во всех судовых работах и практически изучали прокладку, определение девиации и навигационные инструменты. Занятия морским делом чередовались с занятиями по гидрографии под руководством проф. Максимова. Студенты изучили: употребление секстана на гидрографических работах, как ставить вехи и опорные береговые знаки, бросать лот, промер по береговым створам, промер квадратами и французский способ промера» [41].

В ЦГА СПб хранится первоначальный, расширенный вариант статьи, направленной в редакцию. Профессор Г.С. Максимов обосновывает важность практических работ в обучении «молодых инженеров, полярных гидрографов», подробно останавливается на методах топографических и гидрографических работ, которыми им удалось овладеть в ходе практики. «По отзывам самих студентов, — пишет Г.С. Максимов, — эти занятия дали очень много в деле укрепления теоретических познаний, приобретенных на лекциях. В заключение каждому студенту было предложено составить самостоятельно полный отчет о своей практике, что являлось введением к изучению искусства составлять научно-технические отчеты» [42. Л. 4].

Интересно отметить, что капитаном учебной яхты «Ганс» тоже был необычный человек — Иван Петрович Матвеев, статья о котором на сайте Санкт-Петербургского парусного союза Федерации парусного спорта озаглавлена: «Легенда на все времена». И.П. Матвеев родился в 1914 г., то есть был младше многих тогдашних студентов Гидрографического института, окончил мореходные курсы при Военно-морской академии и экстерном сдал экзамен на диплом штурмана торгового флота в Ленинградском мореходном училище. О будущей биографии молодого капитана в статье говорится: «Имя Ивана Петровича Матвеева по праву значится первым в почетном ряду лучших ленинградских яхтсменов всех времен. Десятки лет личность заслуженного мастера спорта, многократного чемпиона СССР была культовой в советском парусном спорте. О его прирожденном даровании моряка и яхтсмена-гонщика, о его дерзких рейдах под вражеским огнем в годы блокады ходили легенды» [https://sailingunion.ru/news/191].

В ходе следующих учебно-производственных практик — в 1936 и 1937 гг. — студентам предстояло принять непосредственное участие в работе в Арктике. Этим экспедициям будет посвящена следующая статья.

Вклад автора

Автор подтверждает единоличную ответственность за концепцию и дизайн исследования, сбор и анализ данных, интерпретацию результатов, а также подготовку рукописи.

Author contribution statement

The author confirms her sole responsibility for the study conception and design, data collection, analysis and interpretation of results, and manuscript preparation.

Благодарности

Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), архива Государственного университета морского и речного флота им. С.О. Макарова (ГУМРФ), а также Директору филиала музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол Красин» Ирине Олеговне Стонт, руководителю отдела фонда данных и научно-технической информации ААНИИ Владимиру Юрьевичу Замятину, заведующему историко-просветительским комплексом по истории академии и морского флота ГУМРФ Юрию Леонидовичу Дьяченко, сотруднице лаборатории им. О.Ю. Шмидта Людмиле Владимировне Королевой за помощь и консультации. Особую благодарность хочется выразить ректору ФГБОУ ВО «ГУМРФ имена адмирала С.О. Макарова», д.т.н. профессору С.О. Барышникову за возможность работы в архиве Института.

Acknowledgments

The author expresses her deep gratitude to the staff of the Russian State Archive of Economics, the Central State Archive of St. Petersburg, the archive of the State University of Maritime and Inland Shipping named after S.O. Makarov, as well as to Irina Olegovna Stont, the Director of the Branch of the World Ocean Museum in St. Petersburg “Icebreaker Krasin”, to Vladimir Yuryevich Zamyatin, the Head of the Fund of Scientific and Technical Information Department of the Arctic and Antarctic Research Institute, to Yuri Leonidovich Dyachenko, the Head of the Historical and Educational Complex on the History of the Academy and Maritime Fleet of SUMRF, to Lyudmila Vladimirovna Koroleva, a Specialist of the Laboratory named after O.Yu. Schmidt for their assistance and consultations. The author would like to express her special appreciation to Prof. S.O. Baryshnikov, the Rector of Admiral S.O. Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dr. Sci. (Engineering) for the opportunity to work in the Institute’s archive.

1. Представляется уместным привести здесь определение гидрографии, содержащееся в словаре 1941 года издания: «(Hydrography) — в переводе с греческого — описание вод земной поверхности, обыкновенно же под этим словом разумеется совокупность вопросов по изучению океанов, морей, озер и рек, особенно для целей мореплавания. У нас же под гидрографией понимают совокупность мероприятий, направленных к обеспечению мореплавания и кораблевождения на морях СССР. Таким образом, в сферу гидрографии входит съемка берегов островов и рельефа дна (промер), составление карт, устройство маяков и различных береговых знаков, ограждение банок, мелей, затонувших судов, обозначение фарватеров, наряду с этим — изучение мореходной астрономии, навигации, метеорологии, а также собирание сведений о портах, издание лоций и руководств для плавания и оповещение мореплавателей о текущих переменах в лоции» [2].

2. Совета народных комиссаров СССР и Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

3. Рабочий факультет.

4. Исторический материализм.

5. Диалектический материализм.

6. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

7. Помощник (командира, начальника военной или военизированной части) по политическим вопросам (в СССР до 1942 года).

Список литературы

1. ЦГА СПб. Ф. Р 3071. Оп. 1. Д. 82. Стенографический отчет заседания Ученого Совета института совместно с государственной экзаменационной комиссией по докладу Буйницкого В.Х. «Результаты научных работ во время дрейфа орденоносного ледокольного судна “Седов”». 34 л.

2. Самойлов К.И. Морской словарь. Москва, Ленинград: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР; 1941.

3. Попов С.В. Автографы на картах. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство; 1990.

4. Емелина М.А., Савинов М.А., Филин П.А. Летопись Арктического института: от Севэкспедиции до ГНЦ РА ААНИИ, 1920–2020 гг. История полярных исследований. Том I. Москва: Паулсен; 2020.

5. Бадигин К.С. Три зимовки во льдах Арктики. Москва: Молодая гвардия; 1950.

6. Буйницкий В.Х. 812 дней в дрейфующих льдах: Дневник. Москва, Ленинград: Изд-во Главсевморпути; 1945.

7. Буйницкий В.Х. Основные итоги и перспективы научно-исследовательских работ Арктического института. Доклады юбилейной сессии. Москва, Ленинград: Изд-во Главсевморпути; 1945.

8. Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле «Георгий Седов»: материалы о героической экспедиции пятнадцати полярных моряков на борту ледокольного корабля «Георгий Седов» (1937–1940). Ленинград: Изд-во Главсевморпути; 1940.

9. Николаева А.Г., Хромцова М.С. Ледовыми трассами. Ленинград: Гидрометеоиздат; 1980.

10. Корельский В.П. На моем веку: Воспоминания, предания рода, размышления [старейшего сев. капитана]. Архангельск: Правда Севера; 1996.

11. Евгенова Н.Н. Студеные вахты: воспоминания об исследователе Арктики. СПб.: Нестор-История; 2006.

12. Семенов С.А. Экспедиция на «Сибирякове». Ленинград: ОГИЗ Ленгихл; 1933.

13. Филин П.А. Главное управление Северного морского пути в истории управления Арктикой. В: Полярные чтения — 2019. Арктика: вопросы управления. Материалы седьмой науч.-практ. конф. «Полярные чтения — 2019. Государственные и общественные организации в управлении Арктикой: прошлое, настоящее, будущее», Санкт-Петербург, 29–30 апр. 2019 г. Санкт-Петербург: Паулсен; 2020, с. 237–261.

14. Об организации при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного управления Северного морского пути: постановление СНК СССР от 17.12.1932 № 1873. В: Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР (СЗ СССР). 1932. Отд. 1. № 84. Ст. 522.

15. Архив ГУРМФ. Ф. 1. Оп. 1. Архив 1. Гидрографический институт Главсевморпути при СНК СССР. Управление делами. Приказы директора института за 1935 г. 146 л.

16. Вейхман В.В. Пятый знак логарифма. Проза.ру [интернет]. Режим доступа: https://proza.ru/2009/05/10/765 31.03.2024

17. Вейхман В.В. Держи на норд. СПб.: Изд-во СПбГУ; 2007.

18. Дремлюг В.В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов. СПб.: ГеоГраф; 2006.

19. Лукин Ю.Ф. (ред.). Матусевич Николай Николаевич. В: Арктическая энциклопедия. Т. 2. Москва: Паулсен; 2017, с. 499.

20. История Гидрографической службы Российского флота. Т. 4. СПб.: Гл. упр. навигации и океанографии МО РФ; 1997, с. 288–289.

21. Рундан А.П. H. А. Сакеллари. Бюллетень Арктического института СССР. 1936;(4):175.

22. Глушенко В.А. Профессор Борис Павлович Хлюстин (1884–1949). Кортик. 2003;(1):55–61.

23. Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. 2-е изд. Киев: Наукова думка; 1986.

24. Металова В.В. Борис Михайлович Яновский [интернет]. Режим доступа: http://geo.phys.spbu.ru/MagnetismRus/Staff/yanovsky.htm 01.01.2025

25. Ганелин Р.Ш. Андрей Павлович Белобров. Воспоминания военного моряка. 1984– 1979/ Изд. подг. О.А. Белоброва, В.А. Ромодановская; отв. ред. Б.В. Ананич. М.; СПб.: Индрик. 2008. 912 с. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2009;3(56):252–255.

26. Всеволод Всеволодович Тимонов: сб. ст. СПб.: Гидрометеоиздат; 1991.

27. Архив ГУРМФ. Ф. 1. Оп. 1. Архив 2. Гидрографический институт Главсевморпути при СНК СССР. Управление делами. Приказы директора института за 1936 г. 205 л.

28. Рузов С.С. Готовим гидрографов-полярников. Советская Арктика. 1935;(2, сентябрь):36–39.

29. РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1998. Годовой отчет ГУ ГСМП по учебным заведениям. 1935 г. 63 с.

30. РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 2509. Годовой отчет Гидрографического института Главсевморпути. 1936 г. 52 с.

31. Смиливец И.Д. Маяк в океане. Саратов: Приволжское из-во; 2020.

32. ЦГА СПб. Ф. Р-3365. Оп. 6. Д. 304. Личное дело работника Малютин Борис Григорьевич. 9 л.

33. Жонголович И.Д. Виктор Харлампьевич Буйницкий. В: Двадцать семь месяцев на дрейфующем корабле «Георгий Седов». Ленинград: Изд-во Главсевморпути; 1940, с. 64–72.

34. ЦГА СПб. Ф. Р-3365. Оп. 6. Д. 42. Личное дело работника Долотов Иван Иванович. 10 л.

35. ЦГА СПб. Ф. Р-3365. Оп. 6. Д. 101. Личное дело работника Юнок Валентин Петрович. 8 л.

36. ЦГА СПб. Ф. Р-3365. Оп. 6. Д. 10. Личное дело работника Дмитриев Николай Дмитриевич. 6 л.

37. Филин П.А., Емелина М.А., Савинов М.А. Петроград и Ленинград в истории изучения и освоения Советской Арктики. В: Образы Севера. СПб.; 2018, с. 136–148.

38. Архив ГУРМФ. Ф. 1. Оп. 1. Архив 3. Гидрографический институт Главсевморпути при СНК СССР. Управление делами. Приказы директора института за 1937 г. 202 л.

39. Архив ГУРМФ. Ф. 1. Оп. 1. Архив 9. Гидрографический институт Главсевморпути при СНК СССР. Управление делами. Приказы директора института за 1941 г. 311 л.

40. ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Опись 1АР-17. Ед.хр.30883. Лыжный переход Белое море — Ленинград. Участники перехода на последнем пункте — ст. Званка изучают карту перехода. Группа студентов Гидрографического института: Буйницкий — командор, Долотов — пом. полит, Калин, Постников, Кожухов, Крониковский. Автор съемки: Григориан.

41. Максимов Г.С. Первое учебное плавание студентов Гидрографического института Главсевморпути. Советская Арктика. 1936;(3):112.

42. ЦГА СПб. Ф. Р-3071. Оп. 1. Д. 14. Статья профессора Максимова Г.С. о первом учебном плавании студентов. 6 л.


Об авторе

Д. В. Рябчук
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.А. Карпинского»
Россия

Рябчук Дарья Владимировна — кандидат геолого-минералогических наук, зав. Отделом региональной геоэкологии и морской геологии

199106, Санкт-Петербург, Средний пр., 74

Scopus ID 23478132400

РИНЦ ID 155952

Тел.: +7 (921) 789-33-67



Рецензия

Для цитирования:


Рябчук Д.В. Первый выпуск Гидрографического института Севморпути (1935–1939 гг.). Преподаватели и студенты. Арктика и инновации. 2025;3(3):18-37. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-3-18-37

For citation:


Ryabchuk D.V. First graduates of the Hydrographic Institute (1935–1939). Professors and students. Arctic and Innovations. 2025;3(3):18-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-3-18-37

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-1434 (Online)