Preview

Арктика и инновации

Расширенный поиск

«Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.»: открытие выставки в Российском государственном гидрометеорологическом университете

https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-4-125-130

Содержание

Перейти к:

Аннотация

24 сентября 2024 г. В Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ, Санкт-Петербург) открылась выставка «Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.». На выставке представлены уникальные предметы из Фонда «Международный центр Северных конвоев»: документы, награды, дневники, фотографии, предметы быта моряков, предметы поставок по ленд-лизу, семейные реликвии ветеранов Северных конвоев. Впервые выставлены картины российских и зарубежных художников, посвященные Северным конвоям Великой Отечественной войны.

Для цитирования:


Соломонов В.П., Данилевская В.А. «Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.»: открытие выставки в Российском государственном гидрометеорологическом университете. Арктика и инновации. 2024;2(4):125-130. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-4-125-130

For citation:


Solomonov V.Р., Danilevskaya V.A. Allied (Northern) Convoys and Lend-Lease 1941–1945: Exhibition Opening at the Russian State Hydrometeorological University. Arctic and Innovations. 2024;2(4):125-130. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-4-125-130

История Северных конвоев, которыми в Россию (Советский Союз) доставлялись поставки союзнических государств в Мурманскую и Архангельскую области, — это важная, интересная и героическая страница Великой Отечественной и Второй мировой войн, реальный исторический пример того, как народы мира могут консолидироваться во имя достижения победы над общим врагом.

Самыми быстрыми, но одновременно и самыми опасными маршрутами конвоев были маршруты доставки помощи для Советского Союза через Северную Атлантику, Баренцево и Белое моря в обход оккупированной нацистской Германией Норвегии (рис. 1). В целом объем грузов, полученных Северным морским путем, составил 22,6 % от всех поставок союзников по ленд-лизу.

Рис. 1. Маршруты Северных морских конвоев 1941–1945 гг.

Fig. 1. Routes of 1941–1945 Northern Sea convoys

Проводка судов маршрутами Северных конвоев, куда входила и часть Северного морского пути, осуществлялась в основном грузовыми судами союзников, прежде всего США, Великобритании и Канады. За четыре военных года по маршруту, связывавшему порты Мурманск и Архангельск с Исландией и Британскими островами, в составе 75 союзных конвоев были проведены 1548 судов под флагами 11 государств. Их охранением занимался 441 боевой корабль. В охране Северных конвоев со стороны союзников участвовали корабли Великобритании, США, Канады, Норвегии, Польши и Свободной Франции. Всего в советские порты прибыло 40 конвоев. При этом на военные поставки отводилось только 9 % всего тоннажа судов конвоя, а более 90 % составляло промышленное оборудование, продовольствие, металлы и нефтепродукты. Продовольствие занимало четверть всего тоннажа.

Первый конвой под названием «Дервиш» отплыл из Исландии 21 августа 1941 г. и прибыл в Архангельск через 10 дней без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Конвой охраняли три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера (рис. 2). В дальнейшем численность судов конвоя могла достигать 35 грузовых судов и 5–16 эскортных военных кораблей-авианосцев, крейсеров, эсминцев и тральщиков. С сентября 1942 г. конвои выходили из залива Лох Ю в Шотландии (Великобритания). С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 истребителей-бомбардировщиков Королевских ВВС «Уайлдкэт» и торпедоносцев-бомбардировщиков «Суордфиш». В прибрежных советских водах конвой встречали эсминцы Северного флота «Урицкий» и «Куйбышев». Маршрут конвоев пролегал в 300 км от оккупированной Норвегии и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающей в этих водах плохой погоды. Обычно конвой проходил 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.

Рис. 2. Корабли охранения первого конвоя стран-союзников «Дервиш» (автор Royal Navy official photographer, Ware, C J (Lt); источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Royal_Navy_during_the_Second_World_War_A10306.jpg)

Fig. 2. Ships guarding the first Arctic convoy “Dervish” by the Western Allies (by Royal Navy official photographer, Ware, C J (Lt); source https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Royal_Navy_during_the_Second_World_War_A10306.jpg)

Арктические конвои отвлекали значительные силы Германии от других театров боевых действий на море. Рейды британских эсминцев у берегов Норвегии заставили немецкое командование предположить, что британцы планируют вторгнуться в Норвегию. Это вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР заставило Германию передислоцировать тяжелые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию.

После неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 г. и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 г. линкор «Тирпиц» провел большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах, где подвергался постоянным атакам самолетов союзников, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 г. Королевскими ВВС. Другие корабли германского флота были вытеснены из норвежских портов или потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»).

4 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге открылся Международный центр Северных конвоев (МЦСК). Центр создан с благородной и важной миссией — сохранить и приумножить память об уникальной странице в истории Второй мировой и Великой Отечественной войн — Северных (Арктических) конвоях 1941–1945 гг. Основополагающими целями Международного центра являются увековечение памяти участников конвоев и выражение признательности ветеранам войны за вклад в Победу над нацизмом, оказание помощи ветеранам и их семьям, патриотическое воспитание молодежи, пропаганда мира между народами всех стран и объединение всех людей и организаций, чья деятельность посвящена Северным конвоям.

24 сентября 2024 г. во 2-м («океанологическом») корпусе ФГОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет» прошла торжественная церемония открытия выставки «Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.», организованной Фондом «МЦСК» совместно с руководством РГГМУ (рис. 3).

Рис. 3. Открытие выставки «Союзные (Северные) конвои» и ленд-лиз 1941–1945 гг. в РГГМУ (фотография Фонда «МЦСК»)

Fig. 3. Opening of the exhibition “Allied (Northern) Convoys and Lend-Lease 1941–1945” at the Russian State Hydrometeorological University (RSHMU, St. Petersburg, Russia). The photo was provided by the “Northern Convoys International Centre” Foundation

Приветственное слово в адрес выставки произнес присутствовавший на мероприятии ректор РГГМУ Валерий Леонидович Михеев. Благодарственное письмо руководству Фонда «МЦСК» было вручено от Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. Кроме того, о сотрудничестве с Фондом «МЦСК» и опыте реализации совместных проектов гостям выставки рассказали сотрудники кафедры международных гуманитарных связей СПбГУ Наталья Михайловна Боголюбова и Юлия Вадимовна Николаева. О плодотворном сотрудничестве и планах по углублению совместной работы над сохранением памяти о Северных конвоях говорил и представитель Северного морского музея г. Архангельска Василий Николаевич Абрамовский, вручивший руководству фонда благодарность от Министерства культуры Архангельской области.

В торжественной церемонии перерезания ленточки участвовали ректор РГГМУ Валерий Леонидович Михеев, руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Наталья Александровна Кадашова и доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Михаил Александрович Спиридонов (рис. 4). Участие Михаила Александровича в мероприятии стало особенно важным событием, ведь в детском возрасте в военные годы он принимал участие в боевых операциях на Ладожском озере на сторожевом катере «Морской охотник», где служил юнгой. Необходимо отметить, что академик РАЕН Спиридонов в течение длительного времени сотрудничает с РГГМУ, читая студентам лекции во время зимних «ледовых» практик.

Рис. 4. Участники церемонии перерезания ленточки: доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, ветеран ВОВ М.А. Спиридонов, руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Н.А. Кадашова, ректор Российского государственного гидрометеорологического университета В.Л. Михеев (фотография Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики; источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/news/286425/ )

Fig. 4. Participants of the ribbon-cutting ceremony: M.A. Spiridonov, Dr. Sci. (Geol.-Mineral.), Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, WWII veteran; N.A. Kadashova, Head of the Representative Office of the Arkhangelsk Region in St. Petersburg; V.L. Mikheev, Rector of the Russian State Hydrometeorological University. (photo by the St. Petersburg Committee on Arctic Affairs, https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/news/286425/)

Для своего экспонирования на новом месте выставка, фактически созданная в 2023 г., была дополнена картинами современных художников, показывающими события Северных конвоев и отражающими суровый мир Арктики и российского Севера. Художник-маринист Игорь Кравцов, также присутствовавший на мероприятии, рассказал гостям о своих картинах, запечатленных на них образах и о событиях из истории конвойных операций, послуживших основой для создания произведений.

Выставка «Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.» представлена по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 3 (ФГОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет»).

Вклад авторов

Соломонов Владимир Петрович — разработка концепции и дизайна статьи, подбор исторической информации, подготовка текстового материала;

Данилевская Варвара Андреевна – подготовка иллюстративного материала, подготовка текстового материала, подготовка статьи к публикации.

Author contribution statement

Vladimir P. Solomonov – concept development, article design, collection of historical data, manuscript writing;

Varvara A. Danilevskaya – illustrative material preparation, manuscript preparation for publication.

Об авторах

В. П. Соломонов
Фонд сохранения исторической памяти «Международный Центр Северных конвоев»
Россия

Соломонов Владимир Петрович — директор 

г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 3



В. А. Данилевская
ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
Россия

Данилевская Варвара Андреевна — старший преподаватель 

г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 5/7



Рецензия

Для цитирования:


Соломонов В.П., Данилевская В.А. «Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941–1945 гг.»: открытие выставки в Российском государственном гидрометеорологическом университете. Арктика и инновации. 2024;2(4):125-130. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-4-125-130

For citation:


Solomonov V.Р., Danilevskaya V.A. Allied (Northern) Convoys and Lend-Lease 1941–1945: Exhibition Opening at the Russian State Hydrometeorological University. Arctic and Innovations. 2024;2(4):125-130. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2024-2-4-125-130

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-1434 (Online)