Preview

Арктика и инновации

Расширенный поиск

Система кочевого образования в современных условиях: проблемы и перспективы

https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-2-39-44

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье описана в целом специфика организации кочевого образования в условиях Севера и Арктики. Внимание авторов обращено на постановку проблемных и перспективных вопросов, таких как техническая оснащенность кочевых школ и садов, социальная поддержка детей кочующих семей, педагогические кадры, лицензирование образовательных организаций и научно-методическое сопровождение.

Для цитирования:


Габышева Ф.В., Унарова В.Я. Система кочевого образования в современных условиях: проблемы и перспективы. Арктика и инновации. 2025;3(2):39-44. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-2-39-44

For citation:


Gabysheva F.V., Unarova V.Ya. System of nomadic education in modern conditions: Problems and prospects. Arctic and Innovations. 2025;3(2):39-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-2-39-44

Кочевой образ жизни — это специфика коренных народов, которые проживают в местах исторического расселения своих предков, занимаясь традиционной хозяйственной деятельностью (оленеводством, промысловой охотой, рыболовством, собирательством и т.п.). В Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации [1] числятся 47 коренных малочисленных народов, 40 из них проживают в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Каждый из этих народов насчитывает не более 50 тыс. чел., при этом осознает себя самостоятельным этническим сообществом и всячески оберегает свое уникальное культурное и языковое наследие, исконную среду обитания, территории природопользования и биоразнообразие на нем.

Известно, что в Арктической зоне России круглогодично кочуют около 20 тыс. тундровиков. Обучение в условиях кочевья организовано в Амурской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Для детей из кочевых семей доступны два способа получения общего образования: кочевая образовательная организация (с юридическим статусом либо в составе образовательного учреждения) и школа-интернат.

Образование на Севере и Арктике с учетом экстремальных природно-климатических условий и труднодоступности, культурных факторов и самобытности коренных народов определенно имеет свою специфику организации. Сегодня особый статус кочевого образования как специфической формы образования официально поддержан государством, признан на федеральном уровне. В 2023 году понятие кочевого образования закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Согласно поправкам в федеральном законодательстве полномочия по установлению статуса кочевых образовательных организаций перешли к федеральному органу исполнительной власти (ч. 12 ст. 13 ФЗ).

В Республике Саха (Якутия), самом крупном по территориальному параметру государственно-правовом образовании в составе России, в частности в ее 13 арктических районах и отдельных населенных пунктах, компактно проживают представители 5 коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы. Из них, по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, численность носителей родных языков в совокупности составляет 7358 чел. В официальном реестре Министерства труда и социального развития республики числится 149 кочевых семей, и регистрация семей ведется по настоящее время.

История кочевых школ в Якутии началась в далеком 1910 году с открытия по указу губернатора И.И. Крафта первой передвижной школы для детей чукчей и эвенов. Под руководством якутского академика, ученого-североведа В.А. Роббека была создана Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) (2005). Он же является автором фундаментальной работы «Научные основы создания системы образования кочевых народов Севера» (2007). Юридически статус кочевых школ был закреплен в 2008 году с принятием регионального закона «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». Далее был принят закон «О кочевой семье» (2016). В настоящее время организация образовательного процесса в местах проживания кочевых народов регламентируется законом «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» (ст. 10).

По состоянию на 1 июля 2024 года в 7 муниципальных районах республики функционируют 7 кочевых школ, в которых обучаются более 90 детей. Еще в 6 районах (Анабарском, Верхнеколымском, Кобяйском, Олекминском, Томпонском и Эвено-Бытантайском) отмечается необходимость создания кочевых образовательных организаций [3]. При этом в обычную стационарную школу дети переходят с 5-го класса, возвращаясь в родное кочевье только в начале и конце учебного года или на лето, продолжая учиться по индивидуальным учебным планам.

Проблемы и перспективы современного кочевого образования

Техническая оснащенность. Процессы глобализации и цифровизации не влияют существенно на исторически сложившийся образ кочевых народов. Однако технические блага, такие как телефонная связь и интернет, несомненно, улучшают качество жизни и работы в суровых условиях Севера. Кроме того, использование современных инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения (ноутбука, спутникового телефона, навигатора, планшетного компьютера, фотоэлектрического комплекта и т.д.) ощутимо облегчает процесс обучения и организации цифровой образовательной среды [4].

С 2024 года для обеспечения возможности получения онлайн-образования в арктических кочевых школах реализуется ведомственный проект «Внедрение стандартов онлайн-образования, в том числе для кочевых школ» [5], предполагающий разработку, утверждение и внедрение модели образования в режиме онлайн, оснащение необходимым оборудованием для его внедрения в образовательный процесс. Актуальным остается вопрос оплаты дорогого трафика связи и обеспечения кочевых школ мощными ноутбуками, начиненными учебными материалами. Решение данного вопроса откроет новые перспективы для получения качественного образования в современных условиях.

Социальная поддержка детей. Известно, что дети, оторванные от кочевья, особенно дошкольники, проходят адаптацию в новых условиях по-разному. Однако большинство из них держится стойко благодаря желанию учиться, взаимодействовать со сверстниками и самостоятельности, которая привита у них с малых лет. Несмотря на то, что для обучения детей в стационарных школах-интернатах бюджетам муниципальных образований выделяются целевые субсидии на обеспечение проездом в стойбища и обратно, вопрос финансирования проезда усложняется из-за меняющегося маршрута кочевания семей с учетом бездорожья в мае и отдаленности расстояния осенью.

Важным событием является то, что в 2021 году восстановлена федеральная подпрограмма «Дети Арктики» в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Средства подпрограммы направлены на организацию отдыха и оздоровления детей арктических районов и развитие этнокультурного образования. В 2024 году бесплатную путевку и проезд в лагеря, расположенные на южных курортах России, получили 7,5 тыс. школьников 5–8-х классов, всего с 2022 года — 24 тыс. детей. Исключительным случаем является то, что в данную подпрограмму не попадают кочевые школы северных, то есть не арктических, районов. Следовательно, имеет смысл рассмотреть вопрос выделения целевого финансирования конкретно для кочевых школ, адресного полноценного отдыха и оздоровления детей из кочевых семей. В свое время нами было предложено включить раздел «Кочевая школа» в подпрограмму «Дети Арктики» для совместной реализации с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством просвещения Российской Федерации.

Педагогические кадры. Для непрерывного повышения квалификации кочевых педагогов и совершенствования системы подготовки педагогов со знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования необходимы курсы по индивидуальной программе и гибкому графику.

Кроме того, отдельного внимания требует оплата труда воспитателей в условиях кочевья, когда зона их обслуживания расширяется. Расстояние между стойбищами кочующих семей-оленеводов может достигать более 100 км, а педагог перемещается в летнее время вместе с ними. Необходимо усилить меры поддержки в виде стимулирующей выплаты или компенсирующей доплаты за разъездной характер работы воспитателей. К примеру, в республике имеется опыт установления повышенной заработной платы учителям, обучающим в местах кочевий, на законодательном уровне.

Лицензирование образовательных организаций. Ранее были сложности с лицензированием Рособрнадзора зданий и строений образовательных организаций, но стоит отметить, что в 2024 году на федеральном уровне в Положение о лицензировании образовательной деятельности [6] внесены изменения в части упрощения требований к некапитальным строениям, сооружениям образовательной организации в кочевых условиях, в том числе смягчены санитарно-эпидемиологические требования (п. 5, п. 7). Данное новшество внесено и в федеральный закон об образовании (ч. 4 ст. 91; п. 6 ч. 15 ст. 91 ФЗ). Это значит, что кочевые школы могут находиться не в капитальных зданиях, а, например, в чуме, палатке, модульном помещении и т.п. Все это важно для обеспечения инклюзивности образования в соответствии с потребностями кочевой семьи, ее укладом и ценностями.

Научно-методическое сопровождение. Сегодня на повестке дня стоит решение первостепенных задач по созданию условий и повышению доступности качественного образования с учетом национальных, региональных, этнокультурных и иных особенностей жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Министерством просвещения Российской Федерации сформировано государственное задание по научно-методическому обеспечению системы образования, в том числе процесса кочевого образования и разработки учебников по родным языкам. Государственное задание выполняет филиал Федерального института родных языков народов Российской Федерации в г. Якутске (Якутский филиал ФИРЯ) под руководством Н.В. Ситниковой. Ранее сотрудниками филиала была издана монография, посвященная теории и практике кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России [7]. В настоящее время институту возвращен научный статус, что положительно скажется на проведении и расширении направлений научных исследований в области кочевого образования.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия)в 2024 году создана межведомственная рабочая группа [8] и утвержден План мероприятий [9] по совершенствованию образовательных организаций дошкольного и начального общего образования детей кочевых народов. Перспективу развития в Якутии кочевого образования с учетом его специфики связываем с теми задачами, которые обозначены в данном документе. В частности, Центр изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) задействован в выполнении таких задач, как научно-методическая поддержка педагогических работников кочевых образовательных организаций; исследование специфики и качества организации кочевого образования; проведение мероприятий и сессий в рамках республиканских научно-практических конференций, форумов с участием общественности, семинаров по актуальным проблемам в этой сфере.

В качестве одного из комплексных подходов к решению вопросов развития кочевого образования в российских регионах актуальным считаем создание межрегионального координационного совета по кочевому образованию (по модели Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение») на основе сотрудничества, сетевого и межведомственного взаимодействия в целях обеспечения инклюзивности, доступности и гибкости образования для подрастающего поколения коренных народов в нашей необъятной, большой стране. Ведь вместе с защитой и поддержкой кочевого образа жизни в условиях Севера и Арктики сохраняются целые отрасли традиционного хозяйствования, многовековые семейные традиции, языковое многообразие, самобытные культуры, в целом достояние и наследие всего человечества.

Список литературы

1. О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 (с изменениями на 18 декабря 2021 года) [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901757631

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 25 декабря 2023 года): Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 219-ФЗ [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301813310

3. Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Плана мероприятий по развитию и совершенствованию образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера Республики Саха (Якутия), ведущим кочевой (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности».

4. Габышева Ф.В., Ситникова Н.В. О создании открытой цифровой образовательной среды для коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 12-13 декабря 2019 г.; ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» и др. Белгород: Константа, 2020: 163-167.

5. Паспорт ведомственного проекта «Внедрение стандартов онлайн-образования, в том числе для кочевых школ» (утвержден Заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Семеновым 15.10.2024 № ВП-122).

6. Положение о лицензировании образовательной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490 [интернет]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565837292

7. Ситникова Н.В., Федоров Г.М., Никитина Р.С. и др.Образование детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России в условиях кочевья: монография. Министерство просвещения Российской Федерации, ФИРЯ, СВФУ им. М.К. Аммосова. Якутск, 2022. 160 с. [интернет]. Режим доступа: https://new.nlrs.ru/open/82678

8. О межведомственной рабочей группе по развитию и совершенствованию образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера Республики Саха (Якутия), ведущим кочевой (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности: Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.07.2024 г. № 750-р.

9. План мероприятий по совершенствованию образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера Республики Саха (Якутия), ведущим кочевой (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности: Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.10.2024.


Об авторах

Ф. В. Габышева
ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»
Россия

Габышева Феодосия Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), руководитель Центра изучения, сохранения и развития родных языков ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)».

677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Кирова, д. 17/5, подъезд 1, кв. 21. ID Scopus: 56445455300. ID РИНЦ: 1034883. SPIN-код: 8019-4728. тел.: +7 (914) 275-77-99



В. Я. Унарова
ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»
Россия

Унарова Вилена Яковлевна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения, сохранения и развития родных языков ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»

677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Кирова, д. 17/5, подъезд 1, кв. 21. ID Web of Science: S-2712-2019. ID РИНЦ: 904074. SPIN-код: 8663-9837. Тел.: +7 (914) 111-53-54



Рецензия

Для цитирования:


Габышева Ф.В., Унарова В.Я. Система кочевого образования в современных условиях: проблемы и перспективы. Арктика и инновации. 2025;3(2):39-44. https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-2-39-44

For citation:


Gabysheva F.V., Unarova V.Ya. System of nomadic education in modern conditions: Problems and prospects. Arctic and Innovations. 2025;3(2):39-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21443/3034-1434-2025-3-2-39-44

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-1434 (Online)